Найти в Дзене
Спорт-Экспресс

Турниры сборных вывели бы ММА на другой уровень. Ни в одном спорте Россия не была бы так мощна

Нужен свой чемпионат мира. Мнение На этой неделе мы вручали приз Исламу Махачеву как лучшему бойцу года в России и обсудили с ним фантастическую идею турнира сборных в ММА. Такой турнир, каким бы утопическим ни казался, очень нужен, и он решил бы в смешанных единоборствах три главные проблемы: а) все лучшие собрались бы на одной площадке, на одном турнире; ЧМ несомненно открыл бы новые имена, были бы сенсации; б) у ММА наконец-то появился бы свой элитный турнир сборных, который с лихвой бы компенсировал непопадание в олимпийскую программу; в) значительно бы поднялась культура боления за счет поддержки своей страны. Все три проблемы очень существенны. а) Да, UFC — лучшая лига, но за ее пределами сотни отменных бойцов, и все они должны иметь возможность встретиться с бойцами UFC на какой-то одной площадке. Если у них будет какое-то глобально-объединяющее соревнование, еще и в торжественном классическом формате выступления за свою страну, — это значительно повысит интерес к спорту. б) ММА
Оглавление
   Ислам Махачев, Хабиб Нурмагомедов и Петр Ян. Getty Images
Ислам Махачев, Хабиб Нурмагомедов и Петр Ян. Getty Images

Нужен свой чемпионат мира.

Мнение

Почему чемпионат мира по ММА среди профи — это важно?

На этой неделе мы вручали приз Исламу Махачеву как лучшему бойцу года в России и обсудили с ним фантастическую идею турнира сборных в ММА.

Такой турнир, каким бы утопическим ни казался, очень нужен, и он решил бы в смешанных единоборствах три главные проблемы: а) все лучшие собрались бы на одной площадке, на одном турнире; ЧМ несомненно открыл бы новые имена, были бы сенсации; б) у ММА наконец-то появился бы свой элитный турнир сборных, который с лихвой бы компенсировал непопадание в олимпийскую программу; в) значительно бы поднялась культура боления за счет поддержки своей страны.

Все три проблемы очень существенны.

а) Да, UFC — лучшая лига, но за ее пределами сотни отменных бойцов, и все они должны иметь возможность встретиться с бойцами UFC на какой-то одной площадке. Если у них будет какое-то глобально-объединяющее соревнование, еще и в торжественном классическом формате выступления за свою страну, — это значительно повысит интерес к спорту.

б) ММА давно пробиваются в программу Олимпийских игр, но из этого ничего не выходит. Нужно оставить эту идею, поскольку на Игры все равно никто, кроме любителей, не приедет, и делать полноценный ЧМ с участием лучших.

в) Атмосфера на трибунах — главная боль смешанных единоборств, главная дыра. Часто до начала мейн-карда арены полупустые. Перед главным кардом UFC 323 трибуны были пустые на 70%, а ведь уже три часа шли отменные бои. Болеют плохо, на многих поединках, если нет зарубы, полная тишина или какое-то придурочное улюлюканье. Лучше всего про американскую публику сказал Исраэль Адесанья: «Почему я должен идти в рубку ради какого-то чувака, заливающего в себя выпивку с гребаных трех часов дня?»

Когда камеры наводят на трибуны, мы видим этих людей: полуголые женщины, пьяные мужики с попкорном и пивом, ноль накала и напряжения, ноль чувства праздника — как будто идет какая-то рядовая развлекуха под пивас.

Турниры сборных могли бы это болото встряхнуть. ММА — самый воинственный вид спорта, и когда лучшие будут соревноваться на уровне стран, с гимном и престижем страны, с выездом болельщиков, — это совсем другой накал. Вообразите 2000 приехавших на ЧМ казахских болельщиков, сколько шуму они дадут. Когда дерется российский боец против иностранца в UFC — это интересно, но когда будет национальная сборная — эмоциональный градус резко усилится. Это как в футболе — если играет условный ЦСКА в ЛЧ с иностранным клубом — здорово, но когда играет сборная на ЧМ или ЧЕ — совершенно другой патриотический градус, это всех объединяет.

   Ислам Махачев. соцсети
Ислам Махачев. соцсети

Каким мог бы быть формат проведения соревнований?

Турнир длится месяц, с одним боем в неделю. Бойцы проводят по два-три жестких спарринга в неделю, так что один поединок за семь дней, с учетом умеренной сгонки веса, — это не проблема. Основной состав каждой сборной — восемь человек, по одному на каждый вес. Еще восемь едут запасными, на случай травмы. Если, условно, Петр Ян начинает турнир у сборной России в 61 кг, выигрывает в 1/8 финала и 1/4 финала, но затем травмируется — на замену ему выходит Умар Нурмагомедов. В случае его победы на турнире — золотая медаль идет сборной России, оба — Ян и Нурмагомедов — через запятую объявляются чемпионами мира. Помните — сборная прежде всего, а не конкретный боец.

Кто бы мог организовать такой турнир? И где его проводить?

Вижу только одну силу, финансовую и переговорную — Турки Аль аш-Шейх. Он мог бы убедить (т.е. проплатить) UFC отпустить бойцов на турнир, как-то учесть интересы всех.

Первый ЧМ я бы провел во Франции. Раз — там сейчас лучшая публика в мире, потрясающее песенно-шумовое боление. Два — развитая страна с хорошими аренами. Три — собственная сильная сборная (Ган, Имавов, Зиам, Сен-Дени), которая может взять пару золотых медалей. Как хозяевам французам можно было бы дать девять лицензий вместо восьми. Заявили бы в тяжи, например, Франсиса Нганну и Сирила Гана, чтобы повысить шансы на золото (если, конечно, Нганну не выберет Камерун).

   Хабиб Нурмагомедов. соцсети
Хабиб Нурмагомедов. соцсети

Кто должен быть главным тренером российской команды?

Состав сборной России — это, конечно, самая интересная тема. Во-первых, гигантская конкуренция. Представьте, выбор в тяжелом весе: Волков, Павлович, Немков, Малыхин — кого брать основным?

Во-вторых, проблема управления командой из-за, так скажем, межнациональных различий. Мы все понимаем, что Россия — это очень сложный комплекс из разных культур и национальных идентичностей. Одно дело — футбольная сборная, где 95% игроков — русские, и нет проблемы их подвести под одно. Второе дело — борцовская или боксерская любительская сборная, которые смешаны по нациям и культурам, но которые не могут позволить себе демарш или какие-то усобицы, потому что на любительском уровне у них не будет больше никаких турниров уровня Олимпийских игр, где они смогут изменить свою жизнь. И они очень зависят от призовых Федерации (а в случае с боксом сборная вообще тотально повязана на деньгах Умара Кремлева, там призовые уже больше, чем в профи, тут не до межнациональных склок).

И третье дело — это вот такой чемпионат мира по ММА среди профи. Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что в шести из восьми весов, а то и в семи из восьми там будут кавказские бойцы. Они избалованы славой и мировым признанием (бренд «Дагестан» уже не меньше, а то и больше бренда «Россия» в UFC), они не зависят от гонораров Федерации, они не будут слушаться любого тренера, они большие звезды, большие спортсмены, которые будут выстраивать обстановку под себя, и объединить их в одну команду будет делом непростым.

Поэтому Ислам Махачев очень разумно предложил кандидатуру Хабиба Нурмагомедова в качестве главного тренера сборной России. Во-первых, бойцы из его команды — Махачев, Умар и Усман Нурмагомедовы — будут важной частью сборной. Во-вторых, знания Хабиба в современной ММА-борьбе превосходят знания любого другого российского тренера. В-третьих, Хабиб — легенда спорта и, что важно, непобежденный, это значительно повышает его авторитет. В-четвертых, Хабиб — человек пацанского менталитета, харизматик, а сборная там — из такого же теста, это люди пацанских установок, не путайте их с изнеженными футболистами из богатых детских академий. Тут ребята с богатым жизненным и уличным (а некоторые тюремным) опытом.

При всем величайшем уважении к Федору Емельяненко или Тарасу Кияшко — они не будут иметь решающего влияния на условных Усмана Нурмагомедова, Хамзата Чимаева или Мовсара Евлоева. Те могут их просто не послушаться, и тогда в команде пойдут склоки, все собьются в группы. А вот Хабиб объединит всех. Представьте еще, как будут собирать пресс-конференции Хабиба после каждого боевого дня, это привлечет интерес к турниру и команде, Хабиб всем и всегда интересен.

Фаворитами ЧМ были бы три сборные: Россия, США, Бразилия — это понятно. Очень неплохую команду выставила бы Великобритания (особенно если Мокаев заявился бы в 57 кг за них). Очень крепкая Франция, Польша, Австралия, Грузия, Япония, Мексика, Казахстан и Кыргызстан. Наверняка будут сенсации, какие-то африканские или южноамериканские сборные могут всех удивить.

В ММА Россия смогла бы выставить настолько звездный состав, какой ни в каком другом виде спорта не выставит — если брать в расчет не только достижения, но и известность спортсменов в мире. Сейчас у России есть три чемпиона UFC, если считать еще и Хамзата Чимаева (а на ЧМ он, вполне вероятно, представлял бы Россию — у ОАЭ мог бы просто не набраться состав; Эмираты, конечно, могут подписать легионеров и даже раздать им гражданства — но зачем эта фикция?). Могло бы быть у России и четыре чемпиона UFC, не проиграй Магомед Анкалаев Алексу Перейре. Многие другие высоко стоят в дивизионных рейтингах и прекрасно знакомы всем фанатам ММА, а лига PFL и вовсе почти полностью покорена российскими бойцами во главе с Вадимом Немковым и Усманом Нурмагомедовым.

   Петр Ян празднует победу над Мерабом Двалишвили на турнире UFC 323. Global Look Press
Петр Ян празднует победу над Мерабом Двалишвили на турнире UFC 323. Global Look Press

Какой состав сборной России выставили бы мы?

Если отойти от версии состава Ислама Махачева и назвать свою сборную, мы бы расставили все так:

Главный тренер — Хабиб Нурмагомедов.

57 кг: Аскар Аскаров. Запасной — Тагир Уланбеков или Азамат Пшуков.

61 кг: Петр Ян. Запасной — Умар Нурмагомедов.

66 кг: Мовсар Евлоев. Запасной — Имам Хизриев.

70 кг: Усман Нурмагомедов (Арман Царукян будет выступать за Армению). Запасной: Абдул-Азиз Абдулвахабов.

77 кг: Ислам Махачев. Запасной: Шамиль Мусаев.

84 кг: Хамзат Чимаев. Запасной: Магомедрасул Гасанов.

93 кг: Магомед Анкалаев. Запасной: Азамат Мурзаканов.

120 кг: Александр Волков. Запасной: Вадим Немков.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ислам Махачев признан лучшим бойцом России 2025 года! Второй — Петр Ян, третий — Хамзат Чимаев

Итоги года в UFC: боец пятилетия — Махачев, боец года — все равно Двалишвили, выступление — Петр Ян

«Петра — в 61 кг, Чимаева — в 84, а меня — в 77. Такой сборной России не было бы равных!» Ислам Махачев — большое интервью с двойным чемпионом UFC

Никита Горшенин, «Спорт-Экспресс»