Найти в Дзене
Hi-Tech Mail

Прозвище древнерусского князя оказалось ошибочным

По мнению исследователя, такое прозвище некорректно. Оно возникло лишь в XIX веке из-за неправильного перевода старинного текста. Свои выводы Горский изложил в статье, опубликованной в журнале «Древняя Русь. Вопросы медиевистики». Всеволод Юрьевич был последним сыном Юрия Долгорукого и долго правил Владимиро-Суздальской землей. Прозвище у него появилось далеко не сразу. Горский выяснил, что впервые оно появляется в середине XV века в тексте «Сице родословятся велицѣи князи русьстии», в котором кратко излагается родословная князей от Рюрика до Василия Темного. Этот текст сохранился вместе с Комиссионным списком Новгородской первой летописи младшего извода. Однако в средневековом источнике Всеволода называют не «Большое Гнездо», а «Великое Гнездо». Возможно, оно использовалось и раньше, но письменных доказательств этого не осталось. Позже историки стали называть князя Всеволодом Юрьевичем или Всеволодом III. Николай Карамзин в 1818 году в своей работе использовал формулировку «Большое Гн

По мнению исследователя, такое прозвище некорректно. Оно возникло лишь в XIX веке из-за неправильного перевода старинного текста. Свои выводы Горский изложил в статье, опубликованной в журнале «Древняя Русь. Вопросы медиевистики».

Всеволод Юрьевич был последним сыном Юрия Долгорукого и долго правил Владимиро-Суздальской землей. Прозвище у него появилось далеко не сразу. Горский выяснил, что впервые оно появляется в середине XV века в тексте «Сице родословятся велицѣи князи русьстии», в котором кратко излагается родословная князей от Рюрика до Василия Темного. Этот текст сохранился вместе с Комиссионным списком Новгородской первой летописи младшего извода.

Однако в средневековом источнике Всеволода называют не «Большое Гнездо», а «Великое Гнездо». Возможно, оно использовалось и раньше, но письменных доказательств этого не осталось. Позже историки стали называть князя Всеволодом Юрьевичем или Всеволодом III. Николай Карамзин в 1818 году в своей работе использовал формулировку «Большое Гнездо», объясняя это большим количеством потомков. А у князя было восемь сыновей и четыре дочери. С тех пор это прозвище начали использовать и другие исследователи XIX века, и к началу XX века оно стало общепринятым.

Однако Горский считает, что объяснение прозвища, связанное с многочисленным потомством, неверно. Хотя у Всеволода было много детей, его отец Юрий Долгорукий также имел 11 сыновей и 3 дочери. Так что для того периода это не много, а как у всех. Вероятнее всего, прозвище отражает то, что потомки Всеволода дали начало разным княжеским ветвям в Северо-Восточной Руси. Под «гнездом» понимались не только дети, но и дальнейшие потомки, которых через несколько поколений стало много.

Некорректен, по мнению исследователя, и перевод на современный язык. Слово «великий» перевели как «большой», но «гнездо» в значении «потомство» сегодня не употребляется. Более точными вариантами могли бы быть «Большое Потомство» или «Многочисленное Потомство». Историк предлагает отказаться от формы «Большое Гнездо» и вернуться к прозвищу «Великое Гнездо».

Всеволод III Юрьевич (1154−1212) — младший сын Юрия Долгорукого и брат Андрея Боголюбского, из рода Рюриковичей. Он стал великим князем Владимирским в 1176 году. В детстве, спасаясь от конфликтов на Руси, с матерью и братьями бежал в Византию, где получил образование при дворе императора Мануила I Комнина и овладел греческим и латинским языками.

После смерти Андрея Боголюбского в 1174 году активно боролся за престол, одержав решающую победу над Ростиславичами в битве на реке Гзе в 1176 году. Успешно проводил военные кампании против волжских булгар, мордвы и половцев.

Стремился укрепить влияние Владимиро-Суздальского княжества и ограничить власть Киевских князей. При нем территория вокруг Владимира расширилась. Прославился своей набожностью, щедро жертвуя на церковные постройки и помощь нуждающимся.