Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 47)

Два фильма о том, как всякая нечисть липнет к надломленным людям. Работы от сильных авторов, исследующих человеческую способность и готовность сталкиваться с болью, которую запросто может принести и регулярно приносит этот мир. Физрук Серджо, переживая потерю сына, приезжает в деревню Ремис, с прозванную Долиной улыбок, в которой все удивительно благодушны. Хозяйка отеля Микела, сочувствуя боли нового знакомого, рассказывает, про культ: раз в неделю жители обнимают подростка Маттео (сильный дебют Джулио Фельтри, стоит запомнить) которого считают ангелом, и на время расстаются с тревогами. Серджио делает так же. И видит сына... Маттео – обычный паренек, и его слегка утомил миссионерский функционал. Серджио предлагает ему занятия по дзюдо. Парень рад, но культисты не дают расслабиться... По ходу дела Серджио изучает историю деревушки и узнает, что в 2009 году произошло событие, принесшие горе во многие местные семьи. Итальяно-словенский возвышенный хоррор участвовал в фестивале в Вене
Оглавление

Два фильма о том, как всякая нечисть липнет к надломленным людям. Работы от сильных авторов, исследующих человеческую способность и готовность сталкиваться с болью, которую запросто может принести и регулярно приносит этот мир.

«Долина улыбок»: обнять и не плакать

Физрук Серджо, переживая потерю сына, приезжает в деревню Ремис, с прозванную Долиной улыбок, в которой все удивительно благодушны. Хозяйка отеля Микела, сочувствуя боли нового знакомого, рассказывает, про культ: раз в неделю жители обнимают подростка Маттео (сильный дебют Джулио Фельтри, стоит запомнить) которого считают ангелом, и на время расстаются с тревогами. Серджио делает так же. И видит сына...

Маттео – обычный паренек, и его слегка утомил миссионерский функционал. Серджио предлагает ему занятия по дзюдо. Парень рад, но культисты не дают расслабиться... По ходу дела Серджио изучает историю деревушки и узнает, что в 2009 году произошло событие, принесшие горе во многие местные семьи.

Итальяно-словенский возвышенный хоррор участвовал в фестивале в Венеции в 2025 году. Это неспроста, Паоло Стрипполи творчески подходит к жанру. Сначала прославился ужастиком с метаюмором «Классическая история ужасов». Затем стал серьезнее, сняв хоррор-драму «Дожди» о переживающем потерю отце и гипертрофированном конфликте отцов и детей. «Долина улыбок» отчасти продолжает эту работу.

Концепция эксплуатации замкнутой общиной способностей чудесно спасенного ребенка близка к картине «Остров бессмертных». История младенца, в которого вселилось что-то недоброе, может напомнить про «Омен». Одаренный школьник не так уж безобиден, чем дальше, тем больше он увлекается манипуляцией чужими мозгами и телами, подобно слетевшему с катушек мальчику-антагонисту Бену из норвежского хоррора «Невинные».

Хоррор-антиутопия сомневается в возможности нормальной жизни без переживания и принятия горя. Также нездоровое объединение жителей вокруг Маттео можно даже считать пародией на сообщества зависимых от тяжелых веществ, которые лишь временно дают иллюзию общности, сопричастности и отсутствия тревог, но в итоге оставляют на теле следы от проникновений и подчиняют себе тела и души.

«Порочный круг»: сиди и складывай

Ужастик с коротким названием Vicious написал и поставил серьезный мастер Брайан Бертино («Незнакомцы», «Пустошь тьмы и зла»). Фильм был принят без восторгов, но все-таки это очень крепкая работа, а многие критики, видимо, просто не определились с тем, как воспринимать Бертино.

Полли (Дакота Фаннинг) живет в большом доме. Судя по нагромождению татуировок на руках, жизнь ее помотала. И сейчас не лучший период, усталость, апатия. Цветы завяли, полная раковина посуды, в холодильнике в основном выпивка. Судя по автоответчику, забросила хобби, отдалилась от друзей... Внезапно в дверь стучит чудная пенсионерка (Кэтрин Хантер, ведьма из «Трагедии Макбета» Джоэла Коэна). Гостья приносит странный чёрный ящик и говорит, что вечером хозяйка дома умрет, и спорить нет смысла. Вскоре Полли узнает, что ящик опасен, для спасения нужно положить в него самое ненавистное, нужное и любимое.

В первые секунды Бертино выдает любимые кадры с дверными проемами, пока пустыми. Начинает без спешки, полчаса один бу-эффект и тревожность от телефонных разговоров, но затем саспенс и жуть нарастают. Призраки, немного потрошилки, неадекватный двойник в зеркале, боди-хоррор, психоделический хоррор, путающий реальность с демо-версиями возможного кошмара.

Фильм, в котором на экране в основном одна актриса (для Фаннинг это не проблема, трансформации ее героини интереснее, чем формалистские загадки хоррора «Смотрители» Ишаны Шьямалан) держит напряжение и применяет приемы разных поджанров. Не удивляет, что Бертино вновь работает в ограниченном пространстве частных домов и радикально сокращает состав актеров. Да, в маленькую ячейку общества снова влезло зло, причины снова не названы, а ужас замкнут на героях, изолируя, вырывая из картины реальности, подчеркивая, как одиноки люди перед житейскими болями и тревогами.

Многих не устроила концовка. Да, Бертино не дает ответы о цели и природе зла. А когда он их давал-то? Наверно, стоит привыкнуть и принять это. Как его героиня понимает и принимает неизбежность зла и невозможность от него откупиться.

«Нас выбирает потому, что мы сломлены. Я так старалась, но, что бы мы ни сотворили с собой, ему этого всегда мало. Я потеряла все, что могла. Все, чем могла стать», – говорит Полли. Но добавляет, что при таких раскладах уже нет смысла бояться. Возможно, его и раньше не было. Жизнь просто продолжается. И Салли уже не та, что раньше. И не зря она стоит на дороге. Дорога в финале хоррора часто является пусть и промежуточной, но наградой за смелость.

Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 46) / 45 / 44 / 43 / 42/ 41/ 40 / 39/ 38/ 37/36/35/34/ 33/ 32/ 31/ 30/ 29/ 28/ 27/ 26/ 25/ 24/ 23/ 22/ 21/ 20/ 19/ 18/ 17/ 16/ 15/ 14/ 13/ 12/ 11/ 10/ 9/ 8/ 7/ 6/ 5/4 / 3/ 2 /1