Найти в Дзене
Адвокат из 2000-х

ПОЧЕМУ ХРАНЕНИЕ ЧАСТИ НАСЛЕДСТВА МОГУТ НЕ ПРИЗНАТЬ ПРИНЯТИЕМ НАСЛЕДСТВА ЦЕЛИКОМ

Любой, более-менее разбирающийся в наследственных делах юрист знает: принятие части наследства равняется принятию наследства полностью. Это правило установлено частью 2 статьи 1152 ГК и многократно подтверждено, как пленумом ВС от так и решениями множества судов. Однако всякое правило, как известно, подтверждается исключениями из него, об одном таком исключении и пойдет речь в этой статье (содержащей элементы вымысла в части деталей событий и имен, но в правовой части оценки событий судами полностью соответствующей реальным решениям). Фабула дела такова: у Марьи Сергеевны было два сына, Сергей и Михаил. И Михаил к моменту смерти самой Марьи Сергеевны уже умер. Однако у него осталась дочь Марина. После смерти Марьи Сергеевны в феврале было открыто наследственное дело. Заявления о выдаче свидетельства о праве наследство написал Сергей. Он благополучно получил свидетельство по истечении полугода после смерти Марьи Сергеевны и считал, что наследство полностью. Никто на него уже претендова

Любой, более-менее разбирающийся в наследственных делах юрист знает: принятие части наследства равняется принятию наследства полностью.

Это правило установлено частью 2 статьи 1152 ГК и многократно подтверждено, как пленумом ВС от так и решениями множества судов. Однако всякое правило, как известно, подтверждается исключениями из него, об одном таком исключении и пойдет речь в этой статье (содержащей элементы вымысла в части деталей событий и имен, но в правовой части оценки событий судами полностью соответствующей реальным решениям).

Фабула дела такова: у Марьи Сергеевны было два сына, Сергей и Михаил. И Михаил к моменту смерти самой Марьи Сергеевны уже умер. Однако у него осталась дочь Марина.

После смерти Марьи Сергеевны в феврале было открыто наследственное дело. Заявления о выдаче свидетельства о праве наследство написал Сергей. Он благополучно получил свидетельство по истечении полугода после смерти Марьи Сергеевны и считал, что наследство полностью. Никто на него уже претендовать не сможет.

Однако невидимые руки судьбы повернули ситуацию иначе. Уже после истечения шесть месяцев и четырнадцать дней со дня смерти Марьи Сергеевны к нотариусу приехала ее внучка, племянница Сергея, с заявлением о принятии наследства по праву представления за своего отца. Доказывая свои права, она предъявила сберегательная книжку Марьи Сергеевны и документы на земельный участок. То есть доказала, что приняла часть наследства, а как я говорил выше доказала что приняла наследство полностью. Марина объяснила, что документы ей передала сама бабушка, чтобы потом оформить наследство. Однако Марья Сергеевна сделать этого не успела и умерла.

Нотариус выдала Марине свидетельство, подтверждающее ее права на наследство в размере ½ от оставленного Марией Сергеевной имущества, и к ней перешли права на доли на земельный участок и такая же доля на жилой дом. Оставшаяся часть осталась за Сергеем.

Сергей, однако, с таким положением дел не согласился. Ведь он считал, что только он один приняло наследство. И в теории он был прав ведь согласно установившимся правилам наследник, претендующий на наследство должен в течение полугода после смерти наследодателя совершить активные действия по принятию наследства. Например, оплатить долг по коммуналке или членский взнос, если наследуется сад в товариществе.

А Марина этого не сделала. К тому же и к нотариусу она пришла с опозданием. Но позицию Сергея обратившегося в суд с иском к Марине о признании выданного свидетельства о праве на наследство недействительным и признании права собственности на наследственное имущество суды подмосковного города, где все происходило, а также и Московской области и даже Первый кассационный суд не разделили. В иске ему было отказано, а решение оставалось в силе до того момента, пока Сергей не дошел до Верховного суда. И уже там первоначальное решение и следующие за ним решения апелляции и кассации были отменены. Дело было возвращено вновь в городской суд, где и рассматривается до сих пор. Судя по карточке дела, закончится оно миром между племянницей и дядей. Видимо дядя все-таки решил оставить какую-то часть дочери брата, а может компенсировать деньгами. Это уже как говорится дело техники.

Что касается вопроса в заголовке статьи, и причин, почему ВС решил, что просто наличия в руках у Марины документов мало, чтобы признать факт принятия ею наследства, то простым языком все звучит примерно так:

Марина, шесть месяцев после смерти бабушки ничего не делала, чтобы получить наследство. Например, не приехала в дом бабушки. Не стала там жить, ухаживать за участком или ремонт делать. А может и делала, но доказать не смогла. Она просто держала у себя на руках документы, возможно пытаясь договориться с дядей. А надо было активно предпринимать меры, распоряжаться имуществом Марьи Сергеевны и вот тогда бы ее поведение расценили, как действия по принятию наследства.

Если же вам нужно более юридическое обоснование позиции ВС, то его вы можете посмотреть в Определении от 18 ноября 2025 г. N 4-КГ25-54-К1.

___________________________________________

P/s. Я искренне рад, когда мои публикации награждают лайками, еще больше, когда их комментируют и задают вопросы.

Потому, прошу не ограничивать себя в эмоциях, лайкать, комментировать, задавать вопросы!

Можете даже поспорить со мной!

С уважением, адвокат Павел Козюков.