Найти в Дзене
История. Мифы. Гипотезы

Битва при Эрестфере: первая победа русской армии в Северной войне

9 января 1702 года по новому стилю в двух милях юго-восточнее мызы Эрестфер лежавшей в семи милях от Дерпта и расположенной на территории Шведской Ингерманландии, произошло сражение между русским и шведским войсками, ставшее знаковым в Северной войне. Примечательно оно в первую очередь тем, что это была первая победа русской армии за время всей этой кампании. К тому времени Пётр I извлёк урок из поражения под Нарвой и занялся подготовкой русской армии, да и всей страны в целом, к новой войне со шведами. Которая (русский царь это наверняка знал) была уже не за горами. В декабре 1701 года уже обновлённая и при этом регулярная русская армия численностью без малого 19 тысяч человек, вверенная царём генерал-аншефу Борису Шереметьеву, выдвинулась в так называемый "Свейский поход". Двигалось войско тремя колоннами. Одну из них возглавлял сам Шереметьев, вторую - псковский воевода В. Б. Бухвостов и третью - генерал И. И. Чамберс. После получения сведений о том, где находился противник, Шереме

9 января 1702 года по новому стилю в двух милях юго-восточнее мызы Эрестфер лежавшей в семи милях от Дерпта и расположенной на территории Шведской Ингерманландии, произошло сражение между русским и шведским войсками, ставшее знаковым в Северной войне. Примечательно оно в первую очередь тем, что это была первая победа русской армии за время всей этой кампании. К тому времени Пётр I извлёк урок из поражения под Нарвой и занялся подготовкой русской армии, да и всей страны в целом, к новой войне со шведами. Которая (русский царь это наверняка знал) была уже не за горами.

М. Б. Греков. "Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года" (1914 г.)
М. Б. Греков. "Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года" (1914 г.)

В декабре 1701 года уже обновлённая и при этом регулярная русская армия численностью без малого 19 тысяч человек, вверенная царём генерал-аншефу Борису Шереметьеву, выдвинулась в так называемый "Свейский поход". Двигалось войско тремя колоннами. Одну из них возглавлял сам Шереметьев, вторую - псковский воевода В. Б. Бухвостов и третью - генерал И. И. Чамберс.

После получения сведений о том, где находился противник, Шереметьев выдвинулся туда, где по его расчётам находились основные силы шведской армии под командованием генерал-майора В. А. Шлиппенбаха. Сами же шведы в это время даже не подозревали о нависшей над их головами возможной опасности. Они продолжали отмечать Рождество и им было как-то совсем не до сражений. Таким образом, Шереметьев смог достичь эффекта внезапности. Будучи незамеченным противником, он смог на двух тысячах санях переправить своё войско по льду замёрзшего озера Пейпус, после чего двинулась в том направлении, где находились шведы.

В окрестностях мызы Эрестфер как только русский авангард ранним утром покинул военный лагерь, он подвергся нападению эстляндских рейтар и драгунов под командованием подполковника Ливена. Завязалось сражение, в ходе которого русская армия успешно отразила атаку Ливена и взяла в плен его самого, а уж затем продолжила движение вперёд.

Сам Шлиппенбах вместе с основной частью своего войска расположился на позициях возле переправы через реку Ахья, отправив на противоположный берег рейтарский полк Эншельда. Переправившись на другую сторону реки, тот вступил в бой с шедшей в авангарде русской конницей.

Контратака русских кавалеристов опрокинула отряд Эншельда, причём, полковник был взят в плен. Однако когда Шереметьев попытался атаковать авангардом основные позиции шведов, противник отбил эту его атаку.

Поскольку Шереметьев не располагал ещё не подошедшей к месту сражения артиллерией, он был вынужден отступить. Но тут как нельзя вовремя на поле боя прибыла основная часть его войска и, самое главное, пушки которые в итоге и смогли остановить наступление противника артиллерийским огнём. После чего отступать пришлось уже самим шведам. Да ещё как отступать!

Ожесточённый бой продолжался около четырёх часов, затем, когда сопротивление шведов было сломлено, Шлиппенбаха пришлось бежать, бросив на поле битвы почти всю артиллерию, причём, русская армия ещё несколько километров преследовала его разгромленное наголову и дезориентрованное войско.

Вместо заключения

На поле боя при Эрестфере шведы оставили около 1000-1400 человек убитыми, ещё 134 солдата и офицера из их армии попало в плен, а около 900 попросту дезертировало. Если учесть, что с шведской стороны в той битве участвовало всего 3000-3800 тысяч человек, то для Шлиппенбаха это был даже не разгром, это была самая настоящая катастрофа.

Пётр I, узнав о победе при Эрестфере, распорядился произвести самого Шереметьева в генерал-фельдмаршалы, каждому солдату, который участвовал в битве, выдать по 1 рублю (и ничего смешного: на начало XVIII века это были очень большие деньги!), а офицерам - так и вовсе куда более солидные суммы. Но, что ещё важнее, в честь этой победы была отлита та самая первая медаль, которая положила начало распространению медальерному искусству в царской России.

-2