Найти в Дзене
Сретенский монастырь

ТАЙНЫ РОЖДЕСТВА: О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ АПОКРИФЫ?

Церковное Предание, вобрав в себя элементы проверенных временем апокрифических преданий, создало ту богатейшую и любимую всеми картину Рождества Христова, что известна нам сегодня. Канонические Евангелия рассказывают о Рождестве Христовом сдержанно: Матфей говорит о волхвах и бегстве в Египет, Лука – о переписи, яслях, ангелах и пастухах, оба же упоминают Вифлеем, куда отправилось Святое Семейство на устроенную кесарем Августом общеимперскую перепись населения. Но описание событий праздника в церковном предании изобилует большими подробностями. Так, например, о том, что Спаситель родился в пещере, мы узнаем из новозаветных апокрифов, а количество и имена волхвов оформились в христианской традиции Европы значительно позже. Протоевангелие Иакова – источник знакомых деталей «Иаковлева повесть» (как его знаю в русской традиции), или Протоевангелие Иакова, написана во II веке, как предполагается, после 160 года. «Прото» – потому что события жизни Иисуса Христа, описанные в книге, произошли

Церковное Предание, вобрав в себя элементы проверенных временем апокрифических преданий, создало ту богатейшую и любимую всеми картину Рождества Христова, что известна нам сегодня. Канонические Евангелия рассказывают о Рождестве Христовом сдержанно: Матфей говорит о волхвах и бегстве в Египет, Лука – о переписи, яслях, ангелах и пастухах, оба же упоминают Вифлеем, куда отправилось Святое Семейство на устроенную кесарем Августом общеимперскую перепись населения. Но описание событий праздника в церковном предании изобилует большими подробностями. Так, например, о том, что Спаситель родился в пещере, мы узнаем из новозаветных апокрифов, а количество и имена волхвов оформились в христианской традиции Европы значительно позже.

Протоевангелие Иакова – источник знакомых деталей

«Иаковлева повесть» (как его знаю в русской традиции), или Протоевангелие Иакова, написана во II веке, как предполагается, после 160 года. «Прото» – потому что события жизни Иисуса Христа, описанные в книге, произошли до той истории, что описаны в четырех канонических Евангелиях Нового Завета. Евангелие Иакова повествует, в том числе, о событиях Рождества Христова.

Житие Пресвятой Богородицы.
Створки складня «Богоматерь
Виматарисса». Нач. XIII в.
(монастырь вмц. Екатерины на Синае)
Житие Пресвятой Богородицы. Створки складня «Богоматерь Виматарисса». Нач. XIII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае)

Целая глава посвящена внутреннему монологу праведного Иосифа после выхода указа о переписи населения. Он терзается сомнениями, стоит ли записывать Марию как супругу и о путешествии в Вифлеем… Но этого мы в истории Рождества не видим. Зато именно из Протоевангелия Иакова узнаем, что, придя в Вифлеем со Святым Семейством, Иосиф «нашел там пещеру, и привел Ее, и оставил с Ней сыновей своих, и пошел искать повивальную бабку в округе Вифлеема». Здесь, в пещере, родится Господь, что станет в будущем основой для иконографии и упоминаемым в гимнографии праздника элементом. Накануне великих событий Иосиф, с которым Бог регулярно разговаривает через Своих посланников или знамения, получает видение о том, что все мироздание буквально замерло в предвкушении пришествия Христа.

Далее, согласно тексту, Иосиф встречает повивальную бабку по имени Саломея, с которой у него состоялся диалог. Саломея уточняет у Иосифа, где находится его Жена, является ли Она супругой Иосифу, и после недолгого разговора они вместе возвращаются в пещеру. При этом Саломея не верит тому, что Дева зачала от Духа Святого. Но уже вскоре происходит очередное чудо, свидетелем которого повивальная бабка и становится. Иосиф и Саломея видят «облако сияющее», появившееся в пещере. Повитуха моментально понимает, что присутствует при Рождении «спасения Израилю», о чем говорит вслух. А спустя «немного времени» является и Богомладенец, Которого из пещеры выносит Богородица. Саломея меж тем продолжает упорствовать в своем скепсисе неверия, после уже увиденного давая фору апостолу Фоме. Она желает удостовериться в девстве Божией Матери, и у нее отнимается рука. После принесения покаяния она берет на руки Родившегося и тут же получает исцеление.

Еще один эпизод из канонических Евангелий, упоминаемый в них, но дополняемый некоторыми деталями Протоевангелия Иакова, – приход волхвов с Востока. Получается, что они сначала пришли в Вифлеем, где «была большая смута», начавшаяся после расспросов гостей о том, где же «родившийся Царь Иудейский». Ирод, согласно источнику, узнает об этом и призывает сначала первосвященников, чтобы те растолковали ему, где появится на свет Спаситель (в Вифлееме), а уже затем говорит с волхвами, которые указывают на путеводную звезду, приведшую их в «город хлеба». Далее следует известный эпизод о том, что волхвы пообещали сообщить Ироду, если найдут Спасителя. Но в реальности же, поклонившись Христу и преподнеся дары, они отправляются на родину иным путем.

После следует трагическая сцена избиения Вифлеемских младенцев. Разгневанный Ирод посылает солдат, в результате чего погибает отец Иоанна Крестителя – священник Захария. Кстати, Протоевангелие Иакова и здесь показывает интересную подробную деталь: солдаты Ирода не осмелились сразу убить духовное лицо, а после того, как тот отказался выдать сына, пошли доложить об этом Ироду. Тот, напуганный выдуманной помутненным разумом перспективой потерять власть, решает, что именно маленький пророк Иоанн и есть его будущий конкурент… Печальное продолжение этой истории известно.

Евангелие Псевдо-Матфея – волхвы, звери и бегство в Египет

В апокрифе латинского «производства», Евангелии Псевдо-Матфея, написанном в конце VI или середине VII веков, появляется ряд ярких эпизодов. Анализировать так глубоко, как Протоевангелие Иакова, не будем: все же апокриф появился значительно позже. А вот непосредственно о событиях Рождества, отпечатавшихся в предании, здесь рассказывается.

Так, при входе в темную пещеру Мария буквально начинает сиять неземным светом, освящая пространство. Повитух в истории уже две – известная нам Саломея и Зелома. Вифлеемская звезда сияет над пещерой и днем, и ночью, а гостившие в «городе хлеба» волхвы (названные «пророками») были убеждены, что родился Спаситель. Причем не только для народа Израиля – для всего человечества.

В апокрифе разделяется сама пещера, в которой Богородица родила Христа, и хлев, куда на третий день Мария выходит и помещает в ясли Младенца. Здесь происходит уже «поклонение животных», вола и осла, тоже, в некотором смысле, героев предания, без упоминания которых тоже уже сложно представить праздничную историю. Идет явная отсылка к ветхозаветным словам пророка Исаии «вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего» (Ис. 1: 3).

Интересно, что поклонение волхвов происходит через два (!) года после Рождества Христова, и драматические события с избиением младенцев от двух лет и младше разворачиваются тогда же. Некоторая логика в данной хронологии есть. В данном апокрифе вообще прослеживается попытка реконструировать события от Рождества в более стройном формате, что показывает уже довольно развившуюся за несколько лет христианскую мысль и глубокое изучение Писания. У Беды Достопочтенного появляются имена волхвов: Каспар, Мельхиор и Валтасар. Кроме того, святой описал их внешность и возраст: Мельхиор был бородатым старцем, Каспар – безбородым юношей, Валтасар – бородатым и темнокожим.

В апокрифе говорится, что подношения сделали трое волхвов, при этом не упоминается, было ли их трое в «делегации». Довольно интересные события разворачиваются во время бегства в Египет от гнева Ирода. Появляются драконы, поклоняющиеся Христу, которым Богомладенец приказывает не причинять «никакого зла людям»; вслед за ними поклоняются львы и леопарды. Целая процессия хищников сопровождает маленький караван Святого Семейства, воздавая почтение Господу, Царю мира. Богомладенец творит и другие чудеса. Например, повелевает пальме приклонить ветви и дать родне насытиться, открывает водный источник. Оказываясь в одном из египетских храмов, Младенец с Матерью повергают семьдесят пять идолов только одним Своим присутствием. И здесь местные во главе с воинами и их военачальником признают Спасителя, придя к Нему на поклонение. А после жизни в Египте Святое Семейство возвращается в Израиль. Конечно, после смерти Ирода.

Апокрифы – незаменимая часть церковного предания

Протоевангелие Иакова и Евангелие Псевдо-Матфея – не единственные апокрифы, рассказывающие о Рождестве Христовом, но именно они помогли до конца сформировать ту историю праздника из Священного Предания Церкви, которую мы знаем сегодня. Церковь, как мудрая Мать, отобрала из этих народных повествований то, что не противоречило духу Евангелия и помогало ярче прочувствовать таинство пришествия в мир Спасителя. Хотя эти тексты не являются каноническими, они обогащают символику праздника (например, пещера – образ тьмы языческого мира, озаренная Светом Христа), связывают Ветхий и Новый Завет (поскольку, скажем, поклонение животных дает прямую отсылку к древним пророчествам) и влияют на литургику (ведь отдельные мотивы звучат в рождественских гимнах и молитвенных текстах).

Питание Марии Ангелом.
Мозаика кафоликона монастыря Хора
(Кахрие-джам) в Константинополе. 1316–1321 гг.
Питание Марии Ангелом. Мозаика кафоликона монастыря Хора (Кахрие-джам) в Константинополе. 1316–1321 гг.

Пещера, повивальные бабки, имена волхвов, чудеса в Египте – все это часть нашего общего духовного и культурного кода, сформированного под влиянием как канона, так и проверенного временем апокрифического предания. Потому, глядя на знакомую икону Рождества, мы теперь можем видеть за ней гораздо более глубокую и подробную историю, пересказанную многими поколениями верующих в ожидании этого великого праздника.

Апокрифы – часть живого предания. Они отвечают на естественное стремление верующих представить евангельские события объемнее и глубже, пережить тайну Боговоплощения в своем сердце.

Владимир Басенков

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм / RuTube