Муж тщательно контролирует расходы на ребенка от первого брака. Насколько это правильно?
Распределение бремени содержания детей после развода и при вступлении в новый брак часто становится камнем преткновения.
За консультацией к нашему юристу-партнеру обратилась 34-летняя Марина, жительница Волгоградской области. По просьбе юриста она подготовила подробный рассказ о своей ситуации. Текст подготовлен редакторами на основе голосовых сообщений и отредактирован для публикации.
Далее - со слов Марины.
Контроль повышенной важности...
Восемь лет брака. Восемь! Казалось бы, за такой срок люди притираются так, что швов не видно. Мы начинали жить, когда моей Оксане было пять. Сейчас ей тринадцать. У нас есть общая дочь, Таня, ей шесть. И вот, спустя столько лет, наша семья вдруг начала трещать по швам. Причина банальна и противна до тошноты — деньги. А точнее, деньги, которые тратятся на моего ребенка от первого брака.
Последний год муж словно с катушек слетел. Раньше как-то жили, был общий котел, никто так уж явно не делил детей на «твоих» и «наших». Да, были периодические конфликты и с моей стороны, когда муж упирался рогом, требуя что-то "новое" для Тани, когда вещи были в приличном состоянии и от Оксаны. Я тоже иногда давила, что нечего выделять одного ребенка.
Но по мере взросления старшей дочери росли и ее потребности, плюсом наложился подростковый перелом характера и понеслось!
Теперь я только и слышу:
— Почему я должен работать на чужого ребенка!? У нее есть отец, вот пусть он и обеспечивает!
Где папа?
С отцом у нее ситуация патовая. Бывший муж — человек настроения, и настроение это редко бывает адекватным. Он кидает мне на карту «добровольную помощь» — 5-6 тысяч рублей. И то, не каждый месяц. То у него кризис, то работы нет, то просто «забыл».
Муж пилит: «Подавай на алименты! Взыскивай через приставов!». Сильно больше там не выйдет, да и насчитанный долг потом не получим.
А я... я боюсь. Честно. Бывший может устроить такой скандал, начать караулить у школы, трепать нервы Оксане. И, используя ее обиды, первым делом начнет настраивать девочку против меня и отчима.
Мне мое спокойствие и психика ребенка дороже этих несчастных копеек. Я работаю, стараюсь, кручусь. Но мужу этого мало. Он считает, что я слишком много трачу на «чужого» ребенка из семейного бюджета.
Доходит до абсурда. Недавно муж купил себе новый телефон — iPhone 16. А свой старый, восьмой айфон, решил отдать. Кому? Нашей общей шестилетней Тане!
Я говорю ему:
— Паш, ну зачем шестилетке айфон? Она же его разобьет или потеряет. Отдай Оксане. Ей 13 лет, она подросток, она в нем безвылазно, все контакты там, перед сверстниками более-менее выглядеть будет.
Оксана сейчас ходит с простеньким Андроидом за 8 тысяч, который мы брали два года назад. Он тупит, камера слабая, батарею не держит. Ребенок молчит, не жалуется, но я же вижу, как она смотрит на телефоны подружек.
Но муж уперся рогом:
— Нет. Телефон мой. Кому хочу — тому дарю. Таня — моя дочь, пусть привыкает к хорошим вещам. А Оксане пусть папаша покупает, раз ей айфон приспичило.
Итог? Прошло ровно три дня. Таня уронила этот восьмой айфон на плитку в кухне. Экран расколот, сенсор хотя бы работает. Оксане было до слез обидно, она закрылась в комнате и прорыдала весь вечер. А муж даже бровью не повел.
"Ничего, — говорит, — как добьет - так и починим потом. Зато у родной дочери вещь".
Он уже не стесняется делать акцент на родстве как причине для урезания бюджета!
Нет денег? Не едь!
Но последней каплей стала подготовка к отпуску. Мы планировали весной полететь на море. Все вместе, вчетвером. Я уже мечтала, как мы будем загорать, как дети будут купаться...
Вчера муж садится ужинать и выдает ультиматум:
— Я тут посчитал бюджет. За путевку Оксаны я платить не буду.
У меня ложка из рук выпала.
— В смысле?
— В прямом. Это не мой ребенок. Путевка стоит денег. Или ты оплачиваешь 50% ее тура со своих каких-то левых подработок, или тряси с ее отца. Я спонсировать чужой отдых не намерен.
Я попыталась объяснить, что у меня нет «левых» денег, вся моя зарплата уходит на продукты, коммуналку и кружки для обеих девочек. Откуда я возьму половину стоимости тура прямо сейчас? С отца трясти? Сам бы позвонил. А то в свое время. когда бывший еще приезжал к детям, не пересекался с ним даже. Побаивается.
А он спокойно так дожевывает котлету и заявляет:
— Ну, на нет и суда нет. Значит, Оксана остается дома. А мы поедем втроем: я, ты и Таня. Не хочешь ты - возьмем мою маму. Бабушка давно на море не была, ей полезно косточки погреть.
Я сижу и не знаю, что ответить. У меня в голове не укладывается.
Как я должна сказать 13-летней девочке: «Доча, ты не едешь, потому что дядя Паша решил взять бабушку вместо меня и тебя»?
Это же предательство! А оставить подростка одного в городе, а самим плескаться в море?
И ведь это не разовый срыв. Это стал постоянный контроль.
«Зачем ей третьи кроссовки, она что, сороконожка?», «Куда ей новые джинсы, старые еще не протерлись?».
Вот-вот уже начнет считать трусы и носки, купленные Оксане. Он считает, что если платит львиную долю коммуналки, продуктов и текущих расходов - он уже молодец, все остальное его не касается.
И ладно бы падали доходы, но нет. У него все хорошо, работы меньше, доходы больше. Такова уж специфика деятельности. Он стал собирать на машину, хочет себе кроссовер новый, без кредитов. Уже больше 800 тысяч отложено за 3 года. Я пыталась продавить на ремонт - он отмахивается: в чужой квартире не буду ничего делать! Квартира принадлежит по 1/4 дочерям и на 1/2 мне. То есть его прав тут нет. Общее жилье мы пока не потянем.
Я в полной растерянности. Мы 8 лет живем вместе. Он воспитывал её с пяти лет! А теперь, оказывается, она «чужой элемент», на который жалко тратить ресурс. Я не знаю, как себя вести. Ставить ультиматум в ответ? Не ехать никуда самой? Но тогда пострадает младшая, Таня, которая ждет моря. Ехать без старшей? Это сломает ей психику и наши отношения.
Неужели это нормально — так делить детей в одной семье? Или я действительно неправа, что не трясу бывшего мужа, и мой нынешний супруг справедливо возмущается?
По закону, я слышала, при совместном проживании с падчерицей отчим обязан принимать участие в ее содержании? Или как это работает?
Комментирует юрист
Никаких обязанностей по содержанию отчимом падчерицы закон не устанавливает. Это лишь исключительно их собственное желание и добрая воля. В дальнейшем при доказанном содержании пасынка или падчерицы отчимом, он вправе потребовать алименты в свою пользу в случае нетрудоспособности (ст. 97 СК РФ).
В остальном же все финансовые вопросы стоит решать путем переговоров. Или же привлекать к полноценному содержанию официального отца ребенка.
По методике и перспективам взыскания алиментов с отца Оксаны Марине была дана приватная консультация.
Ставьте "Палец вверх", если было интересно и не забывайте подписываться на канал!
Задать вопрос юристу можно на наших площадках ВКонтакте, Телеграм или в Одноклассниках. Подписывайтесь!
Читайте еще по теме: