С историей этого старинного некрополя можете ознакомиться в первой части, которую я писала аж три года назад. А сегодня я хочу поделиться совсем недавними снимками, снятыми 31 декабря.
Итак, картина маслом. Мой поезд в северную столицу прибыл в полседьмого утра. После быстрого завтрака решено было пойти гулять на Смоленское. Ибо давно не была, да и что ещё делать в столь раннее утро. От м. Василеостровская шла долго, по безлюдным холодным заснеженным улицам, и думала: "Зачем я это делаю?..."
Пришла на кладбище аккурат к открытию, в 9 утра. Солнце ещё и не пыталось всходить, но на территории уже кипела жизнь: рабочие на тракторах расчищали от снега основные дорожки, а первые паломники тянулись к часовне св. Ксении Петербургской.
И как же там было красиво!..
Отогревшись в церкви, пошла гулять по дорожкам. Особенно ничего не искала, разве что захоронение Балабанова, а остальное — уж что попалось по пути.
В крипте Смоленской церкви был погребён протоиерей Петропавловского собора с необычным для нас именем Стахий Иванович Колосов (1757-1831), о чём повествует доска на стене. Его назначили было духовником к декабристам, ждущим решения своей участи, но вскоре заменили другим священником: слишком уж Стахий Иванович сочувствовал заключённым.
Рядом — ещё одна доска, в память о погребённом в Смоленской церкви протоиерее Георгии Петровиче Петрове (1742-1825). Его стараниями церковь как раз и была отстроена. А вообще, впечатляет количество лет, отданных служению. И при том — очень деятельных лет. Вход на кладбище тоже оформлял Георгий Петрович, выстроив богадельни и соединив их аркой. А его сборы для нуждающихся были настолько налажены, что средства по введённым схемам тратились на всевозможную помощь вплоть до революции.
Некоторые захоронения на кладбище снабжены информационными табличками, как вы видите на снимках выше — и ниже. Имя адмирала Фёдора Михайловича Новосильского (1808-1892) не столь известно, как имена Корнилова или Нахимова, но этот флотоводец тоже заслуживает своей толики благодарности потомков.
Фёдор Михайлович участвовал в русско-турецкой войне, включая знаменитое Синопское сражение, когда русский флот под командованием П.С. Нахимова разгромил турецкую эскадру. После оборонял Севастополь и месяц занимал должность Севастопольского военного губернатора, а потом был переведён в Кронштадт, также военным губернатором. Не буду перечислять все награды, полученные Новосильским за храбрость и флотоводческие таланты, — добавлю только, что за свои заслуги он удостоился чести командовать отрядом судов при встрече датской принцессы Дагмар. Будущей императрицы Марии Фёдоровны, супруги Александра III и матери Николая II,
Каждое надгробие рассказывает здесь какую-то свою историю.
Вот могила Антона Фёдоровича Васютинского (1858-1935). Он стал автором более сотни памятных медалей и монет как в дореволюционной России, так и в СССР, работая при Санкт-Петербургском/Ленинградском Монетном дворе. При советской власти им были созданы, к примеру, Орден Ленина II типа, знак "Будь готов к труду и обороне СССР", серебряный рубль 1921 года и т.д.
А вот скромное надгробие Георгия Александровича Дюперрона (1877-1934), и кажется, что крест на нём был установлен/восстановлен уже в более поздние годы. Вообще, его первоначально захоронили на Волковском лютеранском кладбище, но после перенесли сюда.
Дюперрон стоял у истоков нашего спорта как первый спортивный журналист, организатор первой в России "Петербургской футбол-лиги" и игрок первого в истории нашего футбольного матча, который состоялся 24 октября 1897 года на Васильевском острове. Эта дата и ныне празднуется как день рождения российского футбола.
Но не только футболом единым, как говорится. В 1900 году Дюперрон за свой счёт посетил Олимпийские игры в Париже в качестве журналиста, где познакомился с организаторами. Благодаря его бурной деятельности МОК через 4 года, на следующие игры, пригласил наших спортсменов в Сент-Луис. А ещё через 4 года, в Лондоне, Н.А. Панин-Коломенкин стал первым в истории России золотым медалистом Олимпийских игр (в фигурном катании). При этом средства на эту поездку наших спортсменов тоже добывал Дюперрон.
Дюперрон принял революцию, но вот новые власти не приняли его. Ещё бы: сын купца I гильдии, да ещё и из семьи, "неблагонадёжно" мигрировавшей в Россию из Франции столетием раньше. Арестовывали Георгия Александровича дважды, и только заступничество Горького спасло "отца русского футбола". Впрочем, кто знает, что было бы дальше, если бы Дюперрон не скончался от почечной недостаточности. Реабилитировали его только в 1989 году, а за предыдущие десятилетия активно старались забыть заслуги этого человека. Вдову Дюперрона, Маргариту Матвеевну, расстреляли в 1938 году.
В предыдущей части я уже писала, что Ксению Блаженную канонизировали в 1988 году, а место её захоронения привлекает множество молящихся. Часовня, которая ныне находится над могилой св. Ксении Петербургской, возведена в 1902 году. А в 2023 году рядом с часовней установили статую, скульпторы Вадим Сазонов и Николай Иванов.
Кстати, вот саму историю я не рассказывала.
Ксения Григорьевна (дата рождения неизвестна, скончалась в 1802 году) была женой придворного певчего Андрея Фёдоровича Петрова. Когда он неожиданно умер, ещё молодая вдова раздала всё имущество, облачилась в одеяния супруга и стала отзываться только на его имя. После чего провела на городских улицах 45 лет, до самый смерти, молясь и раздавая каждую лишнюю краюху хлеба тем, кому нужнее. Юродивую начали почитать ещё при жизни, тем более что некоторые предсказания её сбывались, а после смерти так активно расхватывали землю с могилы, что в итоге решено было построить часовню. Сначала временную и небольшую, а потом — ту, что стоит и ныне.
17 февраля 1880 года в Зимнем дворце разорвалась бомба. Террористический акт был направлен против императорской семьи и лично Александра II, но что-то у народовольцев пошло не так, и никто из фамилии не пострадал. Но погибли 11 гвардейцев лейб-гвардии Финляндского полка, которые стояли в тот день на карауле, и ещё 56 человек получили ранения разной степени тяжести.
Погибших похоронили в братской могиле на Смоленском в присутствии великого князя Константина Николаевича, а их семьям назначили вечный пансион. Впоследствии на могиле установили памятник с перечислением имён всех 11 погибших гвардейцам. Он напоминает об этом страшном событии до сих пор, спустя столько лет:
Около старинного и давно разграбленного склепа нашлось надгробие режиссёра и сценариста Алексея Октябриновича Балабанова (1959-2013).
Наверно, в современной России сложно встретить человека, который хотя бы не слышал о самых известных фильмах Балабанова — "Брат" и "Брат 2". Кроме них, Алексей Октябринович создал такие картины, как "Жмурки", "Груз 200", "Морфий", "Замок" и т.д.
Из нереализованных проектов отмечу фильм "Река", о колонии прокажённых в Якутии, который так и не удалось завершить из-за гибели главной актрисы в автокатастрофе. Читала Вацлава Серошевского, по повести которого "Предел скорби" снимался этот фильм. Какая же безнадёга...
На надгробии Станислава Николаевича Ландграфа (1939-2006), актёра театра и кино, размещён QR-код, ведущий на страницу мемориального портала "Хранитель памяти".
Станислав Николаевич сыграл более 100 ролей в театре, прославившись исполнением роли Бориса Годунова, которая принесла ему Государственную премию СССР. А вот работы в фильмах были немногочисленны, тут вспомним "Улицы разбитых фонарей", "Бандитский Петербург", "Мастера и Маргариту" (в версии Бортко).
Закинула в ТГ-канал юмореску Ландграфа с идеями о проведении его собственной панихиды.
Зима, конечно, — не самое лучшее время для прогулок по кладбищам. Ноги у меня замёрзли и начерпали снега уже где-то около Балабанова, после чего я пыталась заблудиться из-за невозможности пройти по нерасчищенным дорожкам. А половину захоронений просто не посмотреть.
Например, могила Георгия Константиновича Гурьянова (1961-2013), художника, рок-музыканта и участника группы "Кино", встретила меня толстым слоем снега.
Давайте ещё вспомним князя Василия Николаевича Максутова (1826-1886), и будем заканчивать потихоньку. Он дослужился до штабс-капитана в лейб-гвардии Измайловском полку, благодаря чему был хорошо знаком с военным бытом. И потому батальные картины Максутова неоднократно награждались Императорской Академией художеств, да и ныне хранятся в лучших российских музеях.
Упомяну ещё несколько имён из многих тысяч похороненных здесь:
— математик Осип Михайлович Сомов, развивал математический и векторный анализ, а его учебник "Начальная алгебра" (1860г.) считался лучшим для своего времени
— астроном и геодезист Василий Васильевич Витковский, создатель фундаментальных трудов по геодезии и картографии
— физик Фёдор Фомич Петрушевский, изобретатель оптических приборов и усовершенствований в свечении маяков, автор курсов электромагнетизма
— путешественник и естествоиспытатель Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский, первый исследователь гор Тянь-Шань в Центральной Азии
— художник Владимир Егорович Маковский, один из лучших живописцев своего времени в жанре реализма
— контр-адмирал Александр Фёдорович Можайский, изобретатель, конструктор первого в России самолёта в 1882 или 1883 году
— исследователь Арктики и гидрограф Николай Васильевич Морозов
— военный историк Александр Васильевич Висковатов, создатель таких значимых для истории трудов, как "Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII в.", "Хроника российской Императорской армии", "Исторические описание одежды и вооружения Российских войск с древнейших времён до 1855г." и других
— горнозаводчица Надежда Алексеевна Стенбок-Фермор, наследница Саввы Яковлева, которая с успехом развила и приумножила наследство, одна из богатейших женщин России XIX века
И фотографии, фотографии конечно с заснеженного некрополя.
Я пока их разбирала — замёрзла ещё раз)
Спасибо за внимание! Заходите ещё.