Недалеко от Воронежа, на левом берегу Дона, раскинулось старинное село Аношкино, чья история уходит корнями в 1659 год. Веками его жители, вскормленные плодородными лугами и щедрыми прудами, стойко держали оборону: отбивали набеги кочевников, давали отпор разбойникам и отстаивали свои земли в спорах с соседями, строя свою жизнь вопреки всем невзгодам.
В 1789 году свершилось долгожданное событие – над селом вознёсся каменный храм Вознесения Господня. Для крестьян, многие из которых своими руками возводили его стены, это было не просто здание, а настоящая жемчужина и символ их веры, редкое сокровище для здешних мест.
Но грянул 1917 год, и даже в этот уединённый уголок донеслось грозное эхо революции, принеся с собой волну гонений на веру. Охваченные страхом перед новой властью, прихожане всё реже переступали порог храма, и он, покинутый, начал медленно угасать.
Местный священник, осмелившийся воззвать к совести чекистов, заплатил за свою отвагу страшную цену: его казнили вместе со всей семьёй.
За два десятилетия святыня превратилась в руины. Его стены, некогда слышавшие молитвы, теперь пестрели партийными лозунгами, а под его сводами разместился пуговичный завод. С болью в сердце верующие смотрели, как рушатся купола и на месте алтаря грохочут станки, и лишь втайне возносили молитвы о спасении осквернённого храма.
И казалось, их молитвы были услышаны. Одним ранним утром 1950 года жителей двух соседних сёл пробудил оглушительный грохот, донёсшийся со стороны мелового обрыва у реки. Первым на месте оказался уважаемый всеми за доброту и честность бакенщик Андрей Юдин, занимавшийся переправой. Встревоженные люди, схватив кто что мог, бросились к реке, предполагая самое худшее.
У реки собралось около двадцати человек, вскоре к ним присоединились и жители соседнего Сторожевого. Все взгляды были прикованы к бакенщику: он молча, но настойчиво указывал на вершину обрыва. Убедившись, что обвал миновал, самые смелые взобрались наверх и замерли в изумлении. Прямо на белой меловой породе проступил нерукотворный лик, в котором все безошибочно узнали образ Божьей Матери.
Потрясённые увиденным, люди не сговариваясь начали осенять себя крестным знамением и шептать слова молитв.
Молва о чуде мгновенно разнеслась по округе и достигла ушей властей. Не прошло и часа, как на место прибыли милиционеры, а следом за ними – люди в штатском. Бесцеремонно допросив очевидцев, они приказали всем разойтись, а бакенщика Андрея Юдина, как главного свидетеля, арестовали и увезли на дознание в Воронеж.
На следующий день специально вызванный альпинист вынес ошеломляющий вердикт: лик нерукотворен. Он словно впечатан в саму толщу мела, и стереть его невозможно. Раздосадованные борцы с «идеологически вредным» чудом не сдавались. Они пытались уничтожить образ, подвозили бочки с битумом, чтобы залить его, но все попытки оказались тщетны — поднять их на отвесную скалу так и не смогли.
Спустя несколько недель Андрея Юдина отпустили. Вернувшись, он наконец поведал односельчанам тайну своего видения, предшествовавшего чуду.
«На том месте мне явилась Матерь Божия и просила передать всем Свой наказ:
– Передай всем, чтобы люди не оскверняли церковь Вознесения, она под защитой Сына Моего
Я попытался возразить, что мне никто и не поверит, что я видел Пречистую и слышал эти указания. На что Царица Небесная ответила:
– Я лик свой оставлю, и поверят тебе».
Это откровение потрясло людей до глубины души. Производство на пуговичном заводе начало рушиться: местные наотрез отказывались работать в осквернённом храме, а присланные рабочие надолго не задерживались. В конце концов, фабрику пришлось закрыть, а через год из осиротевшей церкви вывезли последнее оборудование.
Но история на этом не закончилась. Скалу с дивным образом, возвышавшуюся над Доном, безжалостно взорвали. Официальной версией было уничтожение боеприпасов времён войны, но жителей Аношкино и Сторожевого было не обмануть. Все понимали: власть, не в силах смириться с явлением, которое не могла ни объяснить, ни контролировать, решила просто стереть его с лица земли.
Однако на месте взорванной скалы, словно в ответ на святотатство, из-под земли забили три источника. Их кристально чистая вода, богатая микроэлементами, по сей день славится своей целительной силой, о которой свидетельствуют многочисленные паломники.
Сегодня Вознесенская церковь, пережившая десятилетия запустения и осквернения, официально признана объектом исторического и культурного наследия. Она стоит как молчаливый свидетель невероятных событий и несокрушимой веры, за которую заступились сами Небеса.
Молитва о восстановлении мира
Владыко Многомилостиве Господи, Иисусе Христе, Боже наш, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых равноапостольных великого князя Владимира и великия княгини Ольги, святых Новомучеников и исповедников Церкви нашея, преподобных и богоносных отец наших Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, Сергия, игумена Радонежского, Иова Почаевского, Серафима Саровского и всех святых, благоприятну сотвори молитву нашу о Церкви и о всех людех Твоих.
От единыя купели Крещения, еже при святем князе Владимире, мы, чада Твои, благодать восприяхом, – дух братолюбия и мира в сердцах наших навеки утверди!
Иноплеменным же языком, брани хотящим и на Святую Русь ополчающимся, – запрети и замыслы их ниспровергни.
Благодатию Твоею власть предержащих ко всякому благу настави, воинов – в заповедях Твоих утверди, лишенныя крова – в домы введи, голодныя – напитай, недугующая и страждущая – укрепи и исцели, в смятении и печали сущим – надежду благую и утешение подаждь, на брани убиенным – прощение грехов и блаженное упокоение сотвори.
Исполни нас яже в Тя веры, надежды и любве, яко да во всех странах наших единеми усты и единем сердцем исповемыся Тебе, Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, со Безначальным Твоим Отцем, Пресвятым Благим и Животворящим Твоим Духом во веки веков. Аминь.
Слава Богу за всё!