Найти в Дзене

Игра без правил, с которой справится только интеллектуал

Почему в книге может быть несколько концовок, автор ведет диалог с читателем, а сюжет напоминает лоскутное одеяло? Разбираемся, что это за «игра» и каковы ее правила. Хорошая новость — вы уже знакомы с постмодернизмом! Плохая — скорее всего вы его не распознали, но отчаиваться рано, потому что так и было задумано. Смотрели «Криминальное чтиво»? А «Матрицу»? Может, читали «Парфюмера» Зюскинда или «Коллекционера» Фаулза? Все это — постмодернизм в культуре, в основе которого жонглирование смыслами и особый многослойный нарратив. Это игра с уровнями сложности, пройти которую может лишь тот, кто найдет все подсказки. Правила в том, что правил нет, но если бы это было действительно так, то мы не смогли бы отличить постмодернизм от любого другого направления. Правила все же есть, но их наличие не гарантируется и не обязательно для самого автора. Давайте их рассмотрим. 1. Ничему не верь» — ирония и игра
Постмодернисты задались идеей разрушить все каноны, поэтому для них не существует запретов.

Почему в книге может быть несколько концовок, автор ведет диалог с читателем, а сюжет напоминает лоскутное одеяло? Разбираемся, что это за «игра» и каковы ее правила.

Хорошая новость — вы уже знакомы с постмодернизмом! Плохая — скорее всего вы его не распознали, но отчаиваться рано, потому что так и было задумано. Смотрели «Криминальное чтиво»? А «Матрицу»? Может, читали «Парфюмера» Зюскинда или «Коллекционера» Фаулза? Все это — постмодернизм в культуре, в основе которого жонглирование смыслами и особый многослойный нарратив. Это игра с уровнями сложности, пройти которую может лишь тот, кто найдет все подсказки.

Правила в том, что правил нет, но если бы это было действительно так, то мы не смогли бы отличить постмодернизм от любого другого направления. Правила все же есть, но их наличие не гарантируется и не обязательно для самого автора. Давайте их рассмотрим.

1. Ничему не верь» — ирония и игра
Постмодернисты задались идеей разрушить все каноны, поэтому для них не существует запретов. Саркастично изложить древний миф или иронично поиграть с произведением классика? Нет проблем, ведь авторитетов не существует.
Пример: Виктор Пелевин «Generation «П» — герой переписывает древние мифы под формат рекламных слоганов.

2. «Где-то я уже это видел» — интертекстуальность
Постмодернисты возвели в абсолют ставшую уже обыденностью концепцию пасхалок (аллюзий на другие произведения). Автор ведет диалог со всей мировой культурой, а значит докопаться до смысла (которого, кстати, может и не быть!) под силу лишь достаточно эрудированной и осведомленной публике.
Пример: Умберто Эко «Имя розы» — это и детектив, и исторический роман, и сложный пазл из цитат и отсылок к богословию и философии. И тут есть даже местный Шерлок Холмс!

3. «Текст-конструктор» — нарушение формы
Финал в начале книги или несколько концовок романа на выбор — не редкость в постмодернистском тексте. Автор может напрямую обратиться к своей публике, разрушив иллюзию истории или выбрать в качестве рассказчика лгуна и выдумщика. Правил нет, помните?
Пример: Владимир Набоков «Бледный огонь» — роман состоит из поэмы и сумасшедшего комментария к ней, который и является настоящим сюжетом.

4. «Смешение высокого и низкого» — стирание граней
В тексте могут соседствовать сложная философия и бытовой, даже низкий, юмор. Стирается грань между элитарным и массовым искусством.
Пример: Татьяна Толстая «Кысь» — язык романа смешивает фольклор, блатной жаргон, архаизмы и советские канцеляризмы, создавая причудливую картину мира.

Так зачем все это нужно? Постмодернизм не пытается дать ответы, как классическая литература. Он учит задавать вопросы, сомневаться, видеть множественность точек зрения.

Постмодернизм — пазл, который нельзя собрать до конца, но сам процесс его сборки и есть главное удовольствие.