Не мог оставить без внимания недавнюю информацию пресс-службы Верховного суда РФ, растиражированную в отечественных СМИ. Оказывается, российские суды с января по ноябрь минувшего года приговорили к пожизненному лишению свободы 100 человек, что является абсолютным рекордом.
Предыдущие были установлены в 2005 и 2012 годах - по 84 приговора. Отметим, что в последние пять лет эти цифры неизменно растут: так, в 2021 году было вынесено 47 приговоров, в 2022 году - 58, в 2023 году - 78, а 2024 год выдал на-гора 79. Пожалуй, в масштабах страны - это мизер, если учесть, что убийства совершаются чуть ли не каждый день, а справедливых приговоров всего лишь сто! С учётом того, сколько воруют, количество пожизненных сидельцев должно быть в разы больше...
Даже не знаю, радоваться такой новости или плакать?! Бьют рекорды «стахановцы»: если раньше народ стремился к трудовым достижениям в народном хозяйстве, то теперь отдельные отморозки ставят рекорды по пожизненным! Но знаковость этого рекорда (достаточно сомнительного по своей сути) в другом - он стал индикатором отношения судов к особо тяжким преступлениям и их последствиям.
Анализ этой сотни приговоров лишний раз подтверждает непреложный факт, что терроризм и госизмена (почти две трети пожизненно осужденных) сегодня являются основной угрозой обществу и государству. Среди осужденных в 2025 году - организатор террористической группировки Андрей Пронский, покушавшийся на журналиста Владимира Соловьёва; полковник ВСУ Евгений Булацик, совершивший 14 терактов в России; командир взвода ВСУ Роман Бойко, виновный в гибели гражданских лиц в Курской области; восемь фигурантов дела о теракте на Крымском мосту в 2022 году и другие. Есть среди осуждённых и откровенные маньяки: так, например, серийный убийца Владимир Миргород, приговорённый в 2012 году к пожизненному заключению, получил повторный (!) пожизненный срок за убийство 16 человек.
Напомним, что у нас пожизненное лишение свободы дают за особо тяжкие преступления, в числе которых: убийства при отягчающих обстоятельствах (двух и более лиц, по мотивам ненависти или вражды, c особой жестокостью и пр.); терроризм (в том числе организация, вербовка, захват заложников); геноцид; госизмена; торговля людьми; преступления против половой неприкосновенности детей. И тут в последние годы явно наблюдается сдвиг в логике уголовного законодательства - от приоритета защиты личности к большему акценту на интересах государства.
А вот за коррупцию до сих пор пожизненного нет - вполне могли бы ещё несколько рекордов установить! Давайте зададимся вопросом: когда высокопоставленные военные и чиновники воруют и пилят бюджет в период СВО - что это, если не госизмена? И почему бы нам не брать пример с Поднебесной, где с коррупционерами особо не церемонятся?!
Хотя смертная казнь в России фактически не применяется с 1996 года (мораторий на неё введён в 1997 году), из Уголовного кодекса её не исключили. И сегодня всё громче слышны призывы вернуть «хорошо забытое старое» (я о высшей мере). В своё время основным доводом в пользу отмены расстрела называли недоверие к тогдашней правоохранительно- судебной системе, которая спокойно могла подвести под «вышку» невиновного. Правильно отменили, на мой взгляд, ибо при отправлении судопроизводства реально допускались ошибки: пример - дело Чикатило, по которому был расстрелян невиновный человек, пока его самого не поймали. В наше время суды тоже не всегда идеально приговаривают. Но есть очевидные случаи, когда юридическая ошибка исключена. Взять, к примеру, тех же террористов из «Крокуса» - с ними какие проблемы?
К тому же, в «пожизненных» тюрьмах обычно такие упыри содержатся, что нет никакого смысла их содержать. Именно про таких говорят: «Горбатого могила исправит!». Да и избытка денег в стране явно не наблюдается, чтобы разводить подобную «гуманность» за счёт добропорядочных людей. По приблизительной оценке средняя стоимость содержания одного такого заключённого в России (расходы на питание, медицинское обслуживание, охрану, коммунальные услуги и другие необходимые затраты) составляет около 800 тысяч рублей в год, соответственно, сотня обойдётся нам в 80 млн ежегодно. Неудивительно, что большая часть общества единодушна во мнении: эти люди должны «сгнить заживо» без возможности когда-либо выйти на свободу.
Сегодня у нас на пожизненном находятся около полутора тысяч заключённых - в основном это маньяки и террористы. Весь срок заключения они проводят в колониях особого режима, которых в России семь:
- ИК-18 «Полярная сова» (п. Харп, Ямало-Ненецкий АО)
- ИК-5 «Вологодский пятак» (остров Огненный, Вологодская обл.)
- ИК-1 «Мордовская зона» (п. Сосновка, респ. Мордовия)
- ИК-6 «Торбеевский централ» (п. Торбеево, респ. Мордовия)
- ИК-2 «Белый лебедь» (г. Соликамск, Пермский край)
- ИК-6 «Чёрный дельфин» (г. Соль-Илецк, Оренбургская обл.)
- ИК-6 «Снежинка» (п. Эльбан, Хабаровский край)
С юридической точки зрения важно подчеркнуть, что столь резкое увеличение пожизненных сидельцев не связано с расширением перечня преступлений, за которые может назначаться пожизненное лишение свободы. Санкции Уголовного кодекса в этой части остаются относительно стабильными и касаются исключительно особо тяжких деяний, прежде всего преступлений против жизни, а также террористических и иных преступлений, представляющих исключительную общественную опасность.
Следовательно, причины роста лежат в иной плоскости, а именно в изменении подходов судов к оценке обстоятельств дел, роли личности виновного и степени угрозы, которую он представляет для общества. Мы видим, что значительную часть осуждённых составляют лица, совершившие теракты на территории РФ, а также украинские ублюдки, убивавшие наших людей в Курской области и на Донбассе. В целом динамика последних лет позволяет говорить о формировании устойчивой тенденции к более жёсткому применению пожизненного лишения свободы.
Не будем забывать, что действующее законодательство даёт осуждённым на пожизненное заключение право на условно-досрочное освобождение. Правда, не раньше, чем через 25 лет отсидки.
Тут тоже возникает немало вопросов. Как можно полностью изолированного от общества человека спустя четверть века освободить по УДО? Он при всём желании не может быть ни физически, ни психологически готовым к этому, поскольку утратит большинство навыков к самостоятельному существованию за стенами исправительного учреждения. Так стоит ли тогда «огород городить»?
Попытался найти статистику: кому из пожизненных сидельцев выпал «счастливый билет» в виде УДО. Оказывается, таких можно буквально на пальцах сосчитать! В основном им помогло изменение законодательства: сначала их приговаривали к смертной казни, затем (после введения моратория на расстрел) заменяли её на пожизненное, а потом и вовсе пересматривали приговоры.
Так, например, в 2018 году вышел на свободу Анвар Масалимов, приговорённый в 1992 году к расстрелу за убийство с особой жестокостью и расчленение жертвы с отягчающим обстоятельством. В 1998 году расстрел заменили пожизненным заключением. При этом освобождение Масалимова не стало условно-досрочным, а было связано с гуманизацией уголовного законодательства и пересмотром приговора.
Андрея Быкова в 1999 году приговорили к пожизненному за тройное убийство. Однако даже он получил УДО после пересмотра дела в Верховном суде: из его приговора убрали два пункта и изменили приговор на 20 лет колонии.
В 2025 году на свободу вышел Александр Бирюков, осуждённый за убийство офицера во время службы в армии. Сначала трибунал назначил ему исключительную меру наказания, но затем она была заменена на пожизненное лишение свободы. Позднее Верховный суд РФ по представлению комиссии по помилованию при президенте России заменил ему пожизненное на уголовное наказание в виде 15 лет лишения свободы (это единственный случай в новейшей истории России).
А вот террористам из «Крокус Сити Холла» (а то, что приговор будет по максимуму, - вне сомнений) не позавидуешь: с почти стопроцентной вероятностью можно сказать, что ни один суд не удовлетворит ходатайство об их условно-досрочном освобождении.
К осуждённым по террористическим статьям в России в целом наименее лояльное отношение, равно как к преступникам, осуждённым за педофилию. Такие, кстати, не подлежат помилованию в случае заключения военного контракта с Вооружёнными силами РФ - амнистии по таким преступлениям не предусмотрено.
Мои последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!