Дядя Федя появился внезапно, как будто ждал подходящего случая. Мишка это хорошо помнил, ему тогда только исполнилось семь.
Фёдор приехал на похороны своей сестры, которую убил муж. Тогда Мишка ещё не знал всех тонкостей запутанных родственных связей. Для него тогда дяди и тёти, кровные или нет, не имели смысла. Если считать, то никакой Фёдор ему и не дядя. Сестра Фёдора была замужем за братом отца Мишки.
Василий, отец Мишки, как всегда, буйный под воздействием алкоголя, начал свои разборки прямо за поминальным столом. Мать Мишки, Александра, помогала готовить обед. Вот это и не понравилось её мужу. Ходит вокруг стола, тарелки подаёт, блюда меняет, с мужиками разговаривает. От ревности в голове его совсем помутилось. Тарелка полетела в жену, разбив ей бровь. Потом бег вокруг стола, и далее по деревне. Никто не удивился и не встал на защиту, все было в порядке вещей. Не она первая, не она последняя. Только Мишка бросился следом со слезами.
Александра закрылась в бане, но хлипкий крючок был сорван. Спасло её только внезапное появление Фёдора. Кулаки мужа уже не первый раз попадали по Александре, она старалась закрывать лицо. Мишка плакал. Занесённый кулак остановился совсем рядом с лицом и вылетел из бани вместе с хозяином на траву. Василий поднялся и хотел проскользнуть мимо Фёдора, но силы были не равны. Маленький щуплый Василий мог драться только с женщинами. Фёдор закинул его в баню, из которой Александра уже успела выйти.
- Моя сестра тоже терпела. Хочешь её участи? О сыне подумай. Моя сестра так и не родила, не успела. Она в могиле, муж в тюрьме. А у тебя сын. Собирай вещи, я заеду завтра рано утром.
Василий сначала стучал, пытался открыть дверь, но доска, подставленная под ручку двери, не двигалась. Александра смотрела, то на баню, то на сына. Месяц назад Василий ударил её головой об стену так, что в глазах потемнело. А до этого чуть не задушил. Она боялась его, старалась не злить, но Василий был непредсказуем. А вдруг он и на сына руку поднимет? Она никогда раньше не думала о смерти, но слова Фёдора не выходили из головы.
- Мама, мы уедем? Уедем? Что мне взять с собой.
Александра кивнула и пошла собирать вещи. Мишка собрался быстро, он готов был уйти из дома прямо сейчас.
***
- Дом большой, располагайтесь. – сказал Фёдор –Мне на работу пора. Жены нет, родителей нет, родственников тоже, сестра одна была. Сегодня обустраивайтесь, а потом разберёмся.
Мишка бегал по комнатам, залезал на чердак и в погреб, проверил баню и сарай. Ему нравилось всё.
Мать и Фёдор поженились через два года. Время шло быстро, детство Мишки пролетело как один миг. Счастливое детство. Учёба, свадьба, семья, дети, внуки.
***
Михаил ходил по большому дому. Что же делать? Дом требовал капитального ремонта, а он теперь его хозяин. Нет ни матери, ни дяди Фёдора, который заменил ему отца. Продать жалко, ремонт дорого. Он вспомнил побег от отца, первые дни в этом доме. Фёдор был заботливым и добрым, полная противоположность тому отцу, который по крови.
- Дед, а тут хорошо. – прервал его размышления старший внук. – Ремонт будем делать? Я на чердак, посмотрю.
Михаил вспомнил себя. Он так же бегал по дому, на чердак, в погреб, только тогда ему было всего семь, а внуку двадцать три. Сколько же лет прошло.
- Дед, я в погреб.
- Угомонись, ты же взрослый.
- Дед. У меня план. Будем делать ремонт. Это нельзя продавать. Мы же здесь все выросли. Я все организую, сделаем. Ты будешь сидеть и указывать. От тебя только согласие.
Да, они все выросли в этом доме. Жили в разных городах, но все каникулы и отпуска непременно проводили в этом доме все без исключения. Вокруг Фёдора собирались все. Он был центром доброты, теперь этим центром стал Михаил.
- Действуй, дом будет жить для всех.
Когда-то мать Михаила боялась, что сын может пойти в отца, грубым и драчливым, потом боялась за внуков. Слава Богу ничего не случилось. Для Михаила настоящим отцом стал Фёдор, а пример нужно брать с настоящего отца.