В этой статье я подробно расскажу о восьмой серии пятого сезона сериала «Её звали Никита».
Название эпизода: «Цели и средства» (A Time For Every Purpose). Перевод совсем неверный. Дословный перевод: «всему своё время».
Автор сценария: Майкл Лосефф (предыдущая серия «Четыре световых года спустя»).
Режиссёр: Брэд Тёрнер (предыдущая серия «Время безумия»).
Злодей: группировка «Коллектив».
Сюжет: тяжело раненный Майкл связывается с Никитой и сообщает, что ему удалось с боем вырваться из штаб-квартиры «Коллектива», забрав с собой Адама. Но едва оказавшись в Отделе, Майкл похищает мистера Джонса, раскрывая карты: и его ранения, и побег были лишь инсценировкой. «Коллектив» потребовал выдать мистера Джонса в обмен на Адама, и Майкл принял эти условия. Теперь Никита оказалась меж двух огней. Кого она станет защищать: своего возлюбленного и его сына... или своего давно потерянного отца?
Интересные факты.
💣 Название серии — это отсылка к библейской фразе «Всему своё время, и время всякой вещи под небом».
💣 Актёры и съёмочная группа не испытывали особых эмоций во время работы над этим эпизодом, так как все уже попрощались в конце четвёртого сезона. Пятый сезон оказался слишком короткий, и в нём не хватало слишком многих людей, чтобы кто-то успел заново привязаться к сериалу. Поэтому с безжалостной эффективностью, подобающей оперативникам Отдела, группа закончила работу над эпизодом на несколько часов раньше графика. Не было никакой торжественной церемонии после финального кадра, как это часто принято.
💣В отличие от большинства эпизодов, где изменения в сценарий вносились в основном из-за сюжета или бюджета, здесь решающим фактором стала занятость актёров. График Эдварда Вудворда (Мистер Джонс) позволял ему участвовать лишь в трёх из семи съёмочных дней, что привело к сокращению сцен с ним.
💣 Вырезанная сцена №1.
Никита беседует со своим отцом в комнате для завтраков. Мистер Джонс говорит, что его решение возглавить Центр разрушило его семью. Ему пришлось оборвать все связи с Никитой и её матерью Робертой, что причинило ему большую боль. Также он упоминает, что Центр существовал и до него.
💣 Вырезанная сцена №2.
На встрече с Халедом Майкл и Никита устраняют его телохранителей и бросают его в комнату к мистеру Джонсу. Мистер Джонс демонстрирует, насколько хорошо он играет в шпионские игры. Халед признаётся, что политика его не интересует, и терроризм для него — это просто способ заработать. Мистер Джонс понимает, что Халед мог бы стать отличной марионеткой Отдела, поэтому намекает, что казна Отдела глубока, и они щедры к своим союзникам.
💣 По счастливой случайности, у Мэттью Фергюсона как раз закончились выступления в театре, и он был свободен, чтобы сыграть Джейсона Кроуфорда в последний раз. В результате в последнюю минуту была добавлена новая сюжетная линия, в которой Джейсон и Вальтер перехитрили потенциально опасного преемника Шефа.
💣 Судя по тегу уровня безопасности во входящем сообщении, Джейсон был повышен до 3-го уровня и теперь равен по статусу Куинн.
💣 Сцена, где Майкл впервые появляется перед Никитой, была несколько изменена. В изначальном варианте сценария было так:
Никита идёт мимо туалетной кабинки в городком парке, оттуда выпрыгивает человек в маске и затаскивает её внутрь. Никита срывает маску и видит, что это Майкл. У него на бедре окровавленная повязка. Никита отводит Майкла в ближайший отель, где он рассказывает ей историю своего побега.
Сцену изменили, т.к. сценаристы поняли, что Никита не поверила бы в серьёзность ранений Майкла после активного нападения с его стороны. Поэтому в эфирной версии он просто подходит к ней и ссылается на внутренние повреждения.
💣 Когда дело дошло до финальных моментов между Майклом и Никитой, сценаристы знали, чего от них ждали зрители. Финал не мог быть сокрушительно мрачным, как в конце четвёртого сезона. После четырёх с половиной лет скрытых и подавляемых чувств, двусмысленных действий вместо прямых слов, давние зрители жаждали услышать подтверждение их любви друг к другу, несмотря на неопределённое будущее. Майкл наконец произносит три коротких сильных слова: «Я тебя люблю». Никита вторит ему — сквозь пелену слёз.
💣 Мысль о том, что Никита добровольно возьмёт бразды правления организацией, из которой всегда стремилась сбежать, — конечно, неожиданное завершение сериала. Но жертва, которую она приносит ради Майкла и Адама, перекликается с жертвой, принесённой её отцом. Это явный знак того, что Никита по-прежнему заботится о невинных, несмотря на всё, через что заставил её пройти Отдел.
Да, финал сериала печален и светел одновременно, а, возможно, даже немного несправедлив. Но посреди грусти есть надежда. Возможно, душа Никиты — это именно то, в чём отчаянно нуждается Отдел. Возможно, её обостренное чувство справедливость сможет дать Первому Отделу силу создать мир, способный защитить не только одинокого мужчину и его маленького сына, но и всех людей повсюду. Возможно, Никита — последняя и лучшая надежда Первого Отдела. А для давних зрителей, пока есть надежда, есть и развязка.
Музыка.
🎶 Autour de Lucie 'Immobile'
Никита идёт по городу. Также в финале, когда Никита прощается с Майклом и Адамом.
🎶 Future Sound of London 'Expander'
Майкл и Никита сидят в засаде и ждут Граффа.
🎶 Coldplay 'Spies'
Мистера Джонса обменивают на Адама.
Локации.
📍Вокзал Union Station в Торонто.
Был построен в 1927 году. Является национальным достоянием.
В сериале здесь Никита прощается с Майклом.
📍Пешеходный мост через ручей Mimico (Mimico Creek Pedestrian Bridge)
Находится в парке Хамбер-Бей на озере Онтарио.
В сериале здесь происходит обмен мистера Джонса на Адама.
Комментарии создателей.
Майкл Лосефф:
Сравнение отцовского инстинкта Майкла и мистера Джонса было той нотой, которую мы просто не могли не сыграть в этом эпизоде. Мы старались сделать это тонко, и я надеюсь, фанаты это поняли.
Роберт Кокран:
Конечно, для «Коллектива» было бы лучше взять Джонса живым. Но в ходе сериала мы показали множество способов самоубийства, и Джонс даже напрямую предложил это Майклу. Так что, подразумевалось, что Джонс покончит с собой, как только его захватят. В «Коллективе» об этом знали, вот и убили его ради удовольствия. В Отделе также бы узнали о захвате Джонса и сменили бы все коды и протоколы. А ещё он мог бы намеренно скормить «Коллективу» ложную информацию. Наконец, смог бы пожилой мужчина выдержать пытки и не умереть?.. Скорее всего, нет.
Роберт Кокран:
Я считаю, финал был настолько оптимистичным, насколько мы могли себе позволить, не перечёркивая всю суть и тональность предыдущих 95 эпизодов. Если бы Майкл и Никита уехали бы вместе в закат, это было бы глупо. Если бы один из них погиб, это стало бы сильнейшим разочарованием. Если бы они оба погибли, скажем, в объятиях друг друга, это было бы романтично, но, мягко говоря, тоже удручающе. Мы решили разлучить их, потому что каждого из них призвал долг, который был важнее личных чувств, какой бы сильной ни была их любовь. Как в фильме «Касабланка». Мы даже оставили возможность, что когда-нибудь в далёком будущем они снова будут вместе. По стандартам «Никиты», это практически сказочный хэппи-энд.
Мои комментарии будут в отдельной статье вместе с переводом серии.