Найти в Дзене
Исторические сражения

Рим не платит предателям: как возникло известное выражение

В конце III века до нашей эры шла тяжелейшая война в истории римлян: им второй раз пришлось столкнуться с могущественным Карфагеном. Это было время блестящих побед знаменитого полководца Ганнибала, который находился в шаге от уничтожения Рима. Но цели своей он не достиг, и в результате невероятных усилий народ римский смог переломить ход войны. Легионы вскоре стали планомерно выбивать карфагенян из европейской части. Очень активным был Пиренейский театр военных действий, где с 211 года до нашей эры успешно бил врага другой талантливый полководец - Публий Сципион (позднее известный как Африканский). Именно он разгромил армии братьев Гасдрубала и Магона. И к концу 206 г. до н. э. Карфаген потерял все владения в Испании. С той поры начинается римское завоевание региона, которое затянется еще на добрые два столетия - вплоть до правления императора Октавиана Августа. Такой огромный срок для установления контроля объясняется яростным сопротивлением местных народов, которые для римлян были о

В конце III века до нашей эры шла тяжелейшая война в истории римлян: им второй раз пришлось столкнуться с могущественным Карфагеном. Это было время блестящих побед знаменитого полководца Ганнибала, который находился в шаге от уничтожения Рима. Но цели своей он не достиг, и в результате невероятных усилий народ римский смог переломить ход войны.

Легионы вскоре стали планомерно выбивать карфагенян из европейской части. Очень активным был Пиренейский театр военных действий, где с 211 года до нашей эры успешно бил врага другой талантливый полководец - Публий Сципион (позднее известный как Африканский). Именно он разгромил армии братьев Гасдрубала и Магона. И к концу 206 г. до н. э. Карфаген потерял все владения в Испании. С той поры начинается римское завоевание региона, которое затянется еще на добрые два столетия - вплоть до правления императора Октавиана Августа.

Засада Вириата в горах Иберии, 147 год до нашей эры. Художник: Darren Tan
Засада Вириата в горах Иберии, 147 год до нашей эры. Художник: Darren Tan

Такой огромный срок для установления контроля объясняется яростным сопротивлением местных народов, которые для римлян были очередными варварами. Своими стараниями особенно выделялись племена лузитан под предводительством вождя Вириата в середине II века до нашей эры. По легенде, он был одним из немногих выживших среди тех, кого обманом выманил римский проконсул в 150 году до нашей эры.

Сервий Сульпиций Гальба тогда пообещал засевшим в горах лузитанам мир и земли на равнине. Они, доверчивые, спустились в большом количестве и вступили в продолжительные переговоры, результатом которых стала резня. Сами же римские авторы пишут, что жертвами числились несколько тысяч обманутых варваров. Вириат в числе немногих бежал из кровавых рук проконсула Дальней Испании (нижняя часть полуострова, как раз граничившая с лузитанами).

Событие стало поворотным моментом в жизни Вириата - бывшего пастуха, который объявил себя непримиримым врагом Республики с нескрываемыми имперскими амбициями. Ему удалось консолидировать племена под общим руководством и наносить сильнейшему противнику болезненные удары в моменты, когда тот совершенно не ожидал их. Между 147-145 годами до нашей эры он провел несколько внезапных атак на римские войска. Успехи подобных действий, напоминающих партизанскую войну в известной нам форме, сформировали у Вириата особый стиль ведения войны. Кроме того, обычные лузитане воспрянули духом и убедились в правильности выбора военного лидера.

Римские легионы в бою с варварами (рисунок для примера), конец II века до нашей эры. Художник: Johnny Shumate
Римские легионы в бою с варварами (рисунок для примера), конец II века до нашей эры. Художник: Johnny Shumate

Вдохновившись эффективностью своей тактики, Вириат расширил область боевых действий на регион Карпетания (центр Испании). В 143 году до н. э. он продолжал кошмарить небольшие римские отряды и снабженцев. Сильно мешал он врагу проводить крупные операции, нарушая связь и координацию римской военной машины. Что заставило Рим насторожиться. В году следующем из столицы прибыл консул Квинт Фабий Максим Сервилиан, в чье распоряжение поступило войско из почти 20 тысяч пеших и конных воинов. А к ним в придачу ему выделили с десяток боевых слонов.

Сервилиан даже смог столкнуться с крупными силами противника и вынудить их отступать. Правда, Вириат отходил организовано, а хаотичное преследование со стороны римлян позволило ему перегруппироваться и контратаковать. Ощутимые потери тогда перевернули ситуацию: теперь уже лузитане преследовали легионы и заставили их укрыться в лагере. А затем консул отступил в ближайший город.

В дальнейшем Сервилиан, уже получивший должность наместника Дальней Испании, выбрал своей целью поселения, поддерживавшие Вириата. Но последний в итоге пробрался со своими людьми в один из осажденных городов и нанес серьезное поражение атакующим. Эта победа в 140 г. до н. э. убедила наместника заключить с неугомонным вождем мирный договор, признававший его власть и закреплявший за лузитанами обширные земли.

Кельтиберский вождь Турро в римском лагере Тиберия Семпрония Гракха. Художник: Juan Delgado Diez-Madroñero
Кельтиберский вождь Турро в римском лагере Тиберия Семпрония Гракха. Художник: Juan Delgado Diez-Madroñero

В том же 140 году должность наместника Дальней Испании перешла к брату Сервилиана - Квинту Сервилию Цепиону. Родственник оказался последовательным сторонником вооруженных методов решения проблем. Он активно продвигал в Сенате идеи возобновления войны, и сенаторы ему уступили. Военные операции возобновились. Цепион, понимая, что враг и дальше будет избегать генерального сражения, воспользовался тактикой выжженной земли. Его действия, хоть и относительно эффективные, только обостряли конфликт и пестовали в иберийских племенах ненависть к римскому государству.

Очень вовремя Цепион нашел другой способ подавления конфликта. Он вспомнил про способ с "груженным золотом ослом, открывающим любые ворота" и нашел людей в ближайшем кругу предводителя лузитан, готовых это золото принять. Ими оказались соратники Вириата, долгое время воевавшие с ним бок о бок, но, видимо, уставшие от войны. И в 139 году до нашей эры трое предателей убили вождя, пока он спал. Так устранили лидера, с которым Рим долгое время не мог справиться на полях сражений.

После выполнения задания предатели поспешили к Цепиону, чтобы получить обещанное вознаграждение. Но наместник приказал прогнать их прочь и добавил: "Рим не платит предателям!". Тем временем лузитане продолжили сопротивляться экспансии Рима, но без сильного лидера их борьба за независимость быстро пошла на спад.

Обязательно подпишись на наш телеграм-канал: t.me/lytzar

Читай также: