И не потому, что она плохо написана. Просто тема слишком специфическая - эмиграция. Причем книга не просто рассказывает о ней, а призвана помочь детям адаптироваться в другой стране.
Сюжет
Жила-была девочка Аня. Она была очень счастлива. Ведь ее любили все вокруг. У нее была идеальная семья: мама, папа, бабушки и дедушки, которые наперебой хотели для нее только лучшего. Вкусно кормили, водили в Третьяковку и Макдональдс, не ругали и не наказывали, а только бесконечно заботились. Летом она отдыхала в деревне, где собирала чернику, потом все вместе пекли пирог. Звездные ночи, беседы с родителями в гамаке, в общем, полное счастье.
Кажется, что дальше будет что-то про летнее приключение, но нет. Родители, как гром среди ясного неба, сообщают, что будут учиться в университете в Нью-Йорке и они переезжают туда. Ане живописуют Центральный парк с детскими площадками, Хэллоуин, и обещают, что в американской школе она станет "лучшей ученицей" (как можно такое обещать, не понимаю, хотя... немудрено стать лучшей в той школе, которую потом будут описывать)).
В общем, очень скоро Аня оказалась в Нью-Йорке и стала там осваиваться. Подробно описаны порядки в начальной школе, а еще в субботней "русской", куда ее отдали, чтобы не забыла свой язык. Как Аня нашла друзей, но не обошлось и без обидчика, как скучала по дому, но все же привыкла. А через год ее ждали новые потрясения.
Впечатления
Книга для тех детей, которые ехать никуда не хотели, но родители за них все решили, будет полезной. Здесь и преодоление трудностей, и знакомые для них ситуации и проблемы.
Но здесь большой вопрос: зачем она абсолютному большинству российских детей, которые никуда не собираются? Еще интереснее, что книга вышла в финал российской литературной премии Крапивина. Это вообще странное явление. Я понимаю еще, американской премии - вот, как мол, адаптироваться детям. Или если бы девочка приехала в Россию. Но о том, как прекрасно уехать из России??
Вообще основная эмоция у меня при прочтении этой книги такая:
Ну вот прям с самого начала:
Описывается идеальное лето в идеальной семье. Не люди, архетипы. Бабушки которые только и беспокоятся, чтобы ребенок был сыт (перекормлен), хорошо спал и тепло одевался. Дедушки, которые "молчу, молчу". Все это узнаваемо и понятно))
Добавлены современные нотки. Мама-феминистка, ее родителей надо называть по именам, один из дедушек занимается йогой.
Современные тенденции усиливаются. Видно, что Данилова хорошо знает европейскую детскую прозу. Аня радостно наблюдает за тем, как получаются коровьи "лепешки". Без этого сейчас никуда... А то еще старомодной назовут.
Дальше-больше.
Так вот, говорила мама, они с папой поступили в один из самых лучших университетов на свете. Этот университет находится в Америке, в Нью-Йорке. Нью-Йорк — удивительный город, столица всего мира.
Столица всего мира? Серьезно?? Некоторым так и не стали малы "тертые джинсы".
А еще нигде не отмечают Хэллоуин так, как в Америке. Дети наряжаются в маскарадные костюмы, стучатся в дом к незнакомым людям и получают от них конфеты!
Ане этот праздник очень понравился. Такое ощущение, что ни про Пасху. ни про Святки девочка не слышала. Небольшой нюанс: в России дети на эти праздники ходят по домам и славят Христа или поют обрядовые песни, где желают благополучия дому, а их поощряют конфетами. Сравните со смыслом американского Хэллоуина: дети наряжаются в костюм нечисти и буквально шантажируют жителей фразой "угости или пожалеешь".
Школа описывается как сплошное веселье, про само обучение ничего нет.
А таблица умножения? Вы учите таблицу умножения?
— Нет, мы катаемся по полу.
Но веселье это только внешнее, когда начинается буллинг, Аню никто не может спасти от обидчика, кроме нее самой. Но и эта ситуация в книге спущена на тормозах. В реальности все гораздо "интереснее" бывает.
Еще один примечательный момент. Папа Ани программист, мама - журналистка, оба, надо думать, знают язык на хорошем уровне, но дочь они почему-то не удосужились обучить. Большинство проблем Ани возникло из-за этого.
При этом на нее навалили двойную нагрузку - еще и в русскую школу пожалуйте. Все это делается, чтобы она не забыла родной язык. Хм, дело, конечно, хорошее, но не надо обольщаться. В итоге родители Ани выбирают эмиграцию насовсем, а это значит, что не в этом поколении, так в следующем, их внуки-правнуки не будут знать ни русского языка, ни русской культуры. Они будут 100%-ными американцами. Нельзя быть и здесь, и там в итоге.
Отдельный сказ о том, как Аня заболела. Ну, температура поднялась, это что, что-то смертельное? Что делает ее мама: тащит ребенка к врачу на руках, попутно срываясь на медсестру, которая посмела выдать дежурное приветствие:
— Как у меня могут идти дела, если у меня заболел ребенок, если она вся горит и здесь, в отличие от России, я не могу купить ей ни одного лекарства без рецепта? — сказала она, тряся в воздухе руками. — А через несколько дней и у меня, и у мужа экзамены, а мы еще даже не начинали к ним готовиться, а наши родители находятся за океаном, и нам абсолютно некого попросить посидеть с больным ребенком!
Т.е. люди, которые могут себе позволить просторную отдельную квартиру в доме с консьержем, не могут нанять няню, вызвать врача, взять такси и довезти ребенка до врача, да куча вариантов! Нет, надо переть его на руках, и именно маме (а, ну она ж феминистка).
Ну и еще можно только позавидовать нулевому уровню тревожности этих родителей. Обычно люди как-то продумывают такие моменты, а не удивляются - ой, а здесь моей мамы нет и лекарства по рецепту. А еще мама Ани почему-то не знает, что ребенок в 8-9 лет в состоянии ходить ногами, даже с повышенной температурой.
Ну и там можно много еще моментов обсуждать - почти каждый. Вопрос в конце книги тоже интересный (на лето Аня приезжает в России к родственникам):
Я задумалась — а где мой дом?
Здесь, в деревне, у Бабушки и Дедушки? Под соснами у Оли с Лешей? В нашей старой московской квартире? В Нью-Йорке — с Хот-догом и Исмаилом? В Бостоне — с Оливией, Софи, Даней и Лулу?
Вот он, мой дом — полосатый гамак, а в нем мама, папа, Соня и я.
Умилительно, конечно. Вот они, люди мира. Без корней, без желания жить на родине (их эмиграция была далеко не вынужденной, им просто захотелось). Только вот ведь какая штука. Дети вырастают. Мама с папой остаются "позади", где-то в другом городе, а то и стране, как бабушки и дедушки Ани, тем более сестра. И остается она одна. Возможно, создаст семью, но это кто знает. С мимолетными друзьями, съемными квартирами, взрослой жизнью, а иногда и непростым выбором. Так где твой дом, и что такое дом?
Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Лермонтов
Еще одна книга Даниловой: