Добрый день, уважаемые подписчики и гости моего канала!
Сегодня снова я обращусь к своему старенькому сборнику святочных рассказов, вышедшему в издательстве "Лениздат" в 1992 году. В нем собраны самые разные рассказы: короткие и длинные, содержащие элементы волшебства и вполне обыденные, смешные и грустные. И стихи есть.
Мне нравятся все произведения из этой книги: каждое из них хорошо по-своему. Но выделить мне все же хочется святочные рассказы Лескова.
Я получаю огромное удовольствие, когда их читаю. А все благодаря красоте русского языка, выразительным оборотами, устаревшим словам, которые теперь нечасто где можно встретить. Еще мне нравится, что в его произведениях нет безусловно положительных или отрицательных героев. Каждый персонаж наделен и достоинствами и недостатками. Все, как в реальной жизни. Я это очень ценю.
Также Николай Семенович использовал в своих рождественских произведениях христианские мотивы: тему прощения, духовного очищения, связи с Богом. При всем при этом, мне кажется, он воспевал именно моральные качества, а "поповство" описывал с долей иронии и даже порицания. Хотя я в этом не уверена - надо бы углубиться в творчество этого писателя. Регулярно я перечитываю только "Леди Макбет Мценского уезда" и некоторые святочные рассказы.
Сейчас самое время рассказать о некоторых их них. В моем сборнике их пять, но в действительности существует больше.
"Белый орел"
Это немного жутковатый рассказ о самом настоящем призраке, который несколько лет преследовал главного героя, чиновника Галактиона Ильича. Призрак этот - дух внезапно умершего приставленного к нему помощника Ивана Петровича Аквиляброва. Белым орлом местные жители называли Ивана Петровича за красоту и стать. Также "Белым орлом" в то время называли орден за выдающиеся заслуги перед государством. Его-то и должен был получить Галактион Ильич за одно важное дело, связанное с его службой. Но, как говорится, что-то пошло не так...
"Штопальщик"
История о новогоднем чуде, которое случилось с бедным штопальщиком Василием Конычем Лапутиным, потерявшим от пожара свое жилье. В ночь под Новый год ему представилась возможность починить фрак одного влиятельного и очень вспыльчивого человека. Человек этот остался настолько доволен выполненной работой, что наградил старательного штопальщика, подарив ему собственный дом. Правда, за это Василию Конычу нужно было забыть собственную фамилию и... сделаться французом.
"Под Рождество обидели"
Рассказ о прощении своих обидчиков. О прощении вопреки логике и здравому смыслу. В рассказе описано несколько случаев, объединенных одной темой - темой прощения. Общество учит нас наказывать преступников. Но автор рассматривает и другой вариант - отпустить обиду, не держать зла на обидчика, следуя христианскому учению.
"Маленькая ошибка"
Это, пожалуй, самый веселый святочный рассказ Лескова из моего сборника. В московском купеческом семействе назревает скандал: средняя незамужняя дочь Катерина оказывается беременной. Ее не слишком образованная и набожная мать объясняет это тем, что в прошении к "чудотворцу" она перепутала имена дочерей. Забеременеть должна была старшая дочь Капитолина, живущая в бездетном браке вот уже несколько лет. А кто на самом деле был виноват в том, что Катерина попала в щекотливое положение, и как семейство избежало позора, я рассказывать не буду. Пусть останется интрига)
"Грабеж"
Тоже веселая и ироничная святочная история, но в ней есть доля криминала. Возможно ли такое, чтобы честный человек ни с того ни с сего встал на преступный путь? Оказывается, вполне возможно. Особенно, когда в вечернем городе практически отсутствует освещение, а люди до того боятся ходить по улицам в "воровской час", что предпринимают избыточную осторожность. Замечательная история о взрослении, настоящем мужском приключении, сепарации от чрезмерно опекающей и тревожной матери. История со счастливым концом и мудрым посылом. А уж художественный язык Лескова здесь - чистое наслаждение!
Небольшое лирическое отступление, навеянное одним эпизодом из рассказа ✒️
Мой муж любит разные брутальные мужские украшения. И есть у него какой-то особый дар - сочетать несочетаемое. Он может надеть одновременно аксессуары из белого и желтого металла, дополнить все это кожаным браслетом и вдобавок еще браслетом с каким-нибудь натуральным камнем (в особенности любит красную яшму). И все это будет выглядеть вполне органично. Я даже восхищаюсь этому его умению.
Я же замшелый консерватор. Если на мне серьги из серебра, то я надену серебряную цепочку и часы из белого металла. Насчет кольца подумаю - не будет ли это уже перебором 😅 Аналогично с золотом. Тот же комплект: золотые серьги, золотые цепочка или кольцо, часы из желтого металла. Фитнес-браслеты и смарт-часы не ношу - мне они мешают.
В "Грабеже" описана ситуация с серебряными часами с золотым ободком (несочетаемое для меня сочетание 😅) Там есть отрывок, который я точно запомню:
Прибежал так скоро, что всего часа еще не прошло, как вышел, и своим дядин подарок, часы, показываю.
Маменька посмотрела и говорит:
– Что ж… очень хороши, – повесь их у себя над кроватью на стенку, а то ты их потеряешь.
А тетенька отнеслась еще с критикой:
– Зачем же это, – говорит, – часы серебряные, а ободок желтый?
– Это, – отвечаю, – самое модное в Ельце.
– Пустяки какие, – говорит, – у них в Ельце выдумывают. Старики умнее в Ельце жили – все носили одного звания: серебряные часы так серебряные, а золотые так золотые; а это на что одно с другим совокуплено насильно, что бог разно по земле рассеял.
Так что я, как те старики из Ельца: ношу все одного звания, а не то, что совокуплено насильно 🤣
Сам Николай Семенович Лесков написал более десяти произведений такого рода («Неразменный рубль», «Пугало», «Жемчужное ожерелье», «Пустоплясы», «Зверь», «Дух госпожи Жанлис», «Обман» и другие). В издании 1886 года писатель помещает объяснение: «Предлагаемые в этой книге двенадцать рассказов написаны мною разновременно, преимущественно для новогодних номеров разных периодических изданий. Из этих рассказов только немногие имеют элемент чудесного — в смысле сверхчувственного и таинственного. В прочих причудливое или загадочное имеет свои основания не в сверхъестественном или сверхчувственном, а истекает из свойств русского духа и тех общественных веяний, в которых для многих, – и в том числе для самого автора, написавшего эти рассказы, заключается значительная доля странного и удивительного».
Источник информации:
Еще хотелось бы отметить довольно сложный стиль повествования Николая Семеновича. Все его произведения многослойные: сюжетные линии не просто пересекаются, а как бы выходят одна из другой. Обычно присутствует рассказчик, который вспоминает дела давно минувших дней или же рассказы своих приятелей, которые в свою очередь тоже вспоминают старые истории...
Даже коротенько описать его святочные рассказы оказалось непростым делом, хотя обычно пересказ не составляет труда для меня. Здесь же я не знала, какую веревочку начать раскручивать 😣😅
Эта особенность в сочетании с необычным самобытным слогом писателя делает его произведения живыми, яркими, настоящими. Только из-за одного этого Лескова нужно читать. Русский язык беднеет, обрастает словами-паразитами, заимствованиями и штампами. И такие вот литературные жемчужины позволяют понять, чтó мы теряем...
Спасибо за внимание! Если вам было интересно, поставьте, пожалуйста, пальчик вверх 👍 Хорошего дня!