Рождественское чудо. Боец СВО из Белгорода приехал к ребёнку, написавшему письмо на фронт
«БелПресса» рассказывает о том, как обычное письмо породнило солдата Руслана Костенко и мальчика Пашу
В наш прогрессивный век гораздо проще набрать текст на клавиатуре и отправить в мессенджере. Но бойцы на передовой ждут именно бумажных писем. Ведь каждое из них – частичка дома, кусочек мирного неба и надёжного тыла, за который они каждый день идут в бой.
«Я мужчина и должен отслужить…»
Руслан Костенко родился в Готвальдском районе (сейчас Змиёвский – прим. ред.) Харьковской области тогда ещё Украинской ССР. У многодетной семьи всегда было большое хозяйство. Отец работал главным ветврачом в совхозе. Когда в 1991 году он трагически погиб, Руслану было всего 4 года. Заботы о семейной ферме полностью легли на хрупкие плечи матери, а трое маленьких сыновей как могли помогали ей.
Когда мальчик пошёл в первый класс, русская школа стала украинской. Учиться было очень сложно, ведь русский язык был для детей родным, а украинского многие вообще не знали.
После школы Руслан с красным дипломом окончил лицей, став поваром-кондитером. Молодой специалист начал работать в ресторане и так понравился хозяевам заведения, что, когда Руслана призвали в армию, его просто не хотели отпускать.
«Но я же мужчина, поэтому должен отслужить… Срочную проходил в 2004–2006 годах в Севастополе. Когда мы принимали присягу, на огромном плацу стояли 500 человек украинских призывников и 2,5 тысячи русских. Все были едины. Ни мы себя не делили, ни кто‑то со стороны не делал этого. Во время увольнительных в городе и русские, и украинские военные патрули могли остановить тебя, проверить документы, сделать замечание, если ты неопрятный, даже взять и отвезти в комендатуру, если провинился», – вспоминает Руслан.
На тот момент никто из бойцов и помыслить не мог, что однажды они станут по разные стороны и, возможно, даже будут стрелять друг в друга.
Город без бомжей
Служба в армии изменила молодого человека. Вернувшись домой, Руслан не стал больше работать по профессии. Трудился в охране, на стройке, искал места, где можно заработать больше денег.
«В то время многие ребята ездили работать в Белгород. А что, каких‑то 80 км – и ты дома. Вот и я решил попробовать. Город мне очень понравился сразу. Первое, что меня впечатлило, – отсутствие бомжей. Я привык, что в Харькове их много, а возле маленьких кафешек-наливаек постоянно крутятся пьяницы и клянчат деньги. В Белгороде ничего этого я не увидел. Чистота и культура», – рассказывает Руслан.
Он быстро нашёл работу, где практически с нуля освоил сварочное и кузнечное дело. Бригада изготавливала металлически козырьки, заборы, навесы и многое другое.
Работали на совесть. Заказов было много, соответственно, и зарплата была большая – тогда Руслан решил полностью обосноваться в Белгороде.
Защитники молодых республик
Когда в 2014 году на Украине случился переворот, происходящие события стали шоком и для мужчины, и для его семьи, которая по‑прежнему жила в Харьковской области.
Руслан всю жизнь считал себя русским, а теперь и постоянно проживал в России. Из украинского у него был только синий паспорт.
«Никто не понимал тогда, что происходит и зачем всё это. Естественно, я поддерживал связь со всеми родными и друзьями, и случилось так, что один близкий мне человек, подписал контракт с АТО и оказался в батальоне, воюющем против жителей Донбасса. Он сказал, что просто хотел разобраться и увидеть всё изнутри, но очень быстро пожалел об этом», – говорит Руслан.
Чтобы выручить товарища и помочь ему и ещё нескольким одумавшимся перейти на сторону ополченцев, Костенко поехал в Донбасс. Там он познакомился с добровольными защитниками молодых республик, которые помогали организовать переход.
Когда всё было готово, друг позвонил Руслану и сказал, что всё отменяется. Попросил не звонить ему, потому что это опасно, пообещав сам выйти на связь.
Оставаться в Донбассе стало незачем. Но за несколько дней, проведённых с бойцами, Руслан так проникся их патриотизмом, что сам вступил в ополчение. Сначала служил в пехоте, потом в отдельном снайперском взводе.
Тогда бойцы сражались за идею, они горели своим правым делом, но, когда им начали платить деньги, в ополчение стало приходить всё меньше идейных и всё больше тех, кто погнался за длинным рублём.
После ранения и лечения он вернулся в Белгород к прежней работе, а вскоре познакомился со своей будущей женой Любой. Молодая семья ютилась в 18-метровой комнате в общежитии, но это ничуть не омрачало их счастья. Тем более что ребята уже начали строить собственный дом.
А ещё завели домашних питомцев, ведь ни бывший деревенский житель Руслан, ни Люба, которая также выросла в частном доме, не мыслили себя без четвероногих друзей. Когда в семье царит гармония и взаимопонимание, все дела делаются быстрее.
На участке, приобретённом под строительство дома, Руслан построил цех, где работал с металлом, а в 2021 году супруги взяли кредит и открыли небольшой магазин зоотоваров.
Ценнее золота
Когда в 2022 году началась СВО, супруги Костенко не раздумывая влились в ряды волонтёров. Бывало, что и с риском для жизни они возили гуманитарную помощь нашим бойцам.
Насмотревшись на то, что происходит «за ленточкой», мужчина не мог оставаться в стороне. Несмотря на свой синий паспорт, Руслан Костенко подписал контракт и отправился на передовую.
С болью в сердце Люба приняла решение мужа. Она знала, что супруг просто не может иначе. Он уехал, а она продолжила возить гуманитарку бойцам.
Руслан попал в штурмовые войска. Несколько раз был ранен, а выписавшись из госпиталя, возвращался в строй. Своё первое письмо от школьника боец нашел на кровати в госпитале.
Тёплое, искреннее, наполненное верой в победу и справедливость, оно придало Руслану новых сил. Ведь осознание того, что за тобой стоят маленькие ребятишки, которые верят в русского солдата, несравнимо ни с чем. Позже были и другие письма, каждое из которых для бойцов ценнее золота.
«Ящики с письмами от детей волонтёры привозят вместе с гуманитаркой. Сначала я сам их возил, потом стал получателем. Бойцы разбирают их сами. Кто‑то пёстрое взял, кто‑то то, которое поближе, но, как правило, никто сразу не читает. Если взять и прочитать бегом, ты ничего не поймешь и не почувствуешь. Такие письма читают наедине с собой, когда тебя захлёстывают мысли о доме. В этот момент ты хочешь прикоснуться к этому немножко, ко всему тёплому, домашнему, настоящему», – рассказывает Руслан.
Встреча под Рождество
Когда он после очередного ранения попал в госпиталь, ему передали тёплые вязаные носочки, в которых было письмо от мальчика Паши из Яковлевского округа.
«Я открыл письмо и увидел рисунок. Павел нарисовал гаубицу и подписал: «Передайте, пожалуйста, инженерам, чтобы они поскорее изобрели эту машину, и тогда вы стопроцентно быстро победите»! То есть парень уверен, что всё получится очень быстро. Он верит в нас и, как может, старается помочь», – вспоминает Руслан.
В письме был обратный адрес, и боец просто не смог оставить детское послание без ответа. После выписки Руслан отправился в отпуск и в канун Рождества вместе с Любой купил конструктор «Армия России» и сладости и поехал в гости к Паше. Двери им с супругой открыла бабушка мальчика.
Она очень удивилась и сказала, что Павел с друзьями ушёл колядовать. Она позвонила внуку, и тот попросил всеми правдами и неправдами задержать солдата, который получил именно его, Пашино письмо.
«Бабушка пригласила нас в дом, а когда в комнату буквально влетел мальчик, следом за ним забежала целая орава ребятишек всех возрастов. Замыкал шествие батюшка с баяном. Оказалось, что Павел ходит в воскресную школу, и на каждое Рождество батюшка возит их в соседние сёла, где дети поют красивые колядки. Они нам устроили настоящий концерт: рассказывали стихи, пели песни и водили с нами хоровод», – рассказывает Руслан.
Люба вспоминает, что и Павел, и все остальные дети смотрели на бойца такими глазами, словно спрашивали: «Ты правда настоящий?»
Наверное, только воспитание и присутствие священника не позволило им подойти и потрогать мужчину. А совсем маленькая, рыженькая девчушка буквально глаз с Руслана не сводила. Она смотрела с таким восторгом, словно перед ней сидел не просто человек в форме, а настоящий Дед Мороз.
«Они не сомневаются в нашей победе»
Вскоре после этой встречи Руслан вновь оказался на передовой. Весной 2025 года его серьёзно ранили. Как признаётся он сам, с такими ранениями мало кто выживает, но благодаря самоотверженной помощи сослуживцев, которые 14 км тащили его буквально на себе, он остался жив. Боец перенёс несколько сложных операций, после которых его правая рука практически не двигалась.
Сейчас он в запасе по ранению и продолжает помогать супруге в волонтёрстве. Руку он разрабатывает и уже потихоньку возвращается к работе с железом – делает забор для женского монастыря в шебекинском селе Зимовенька. Семья уже переехала в свой, пускай ещё и не до конца обустроенный дом, а самое главное – Люба и Руслан ждут долгожданного первенца.
«Для бойцов очень важны детские письма, а для ребят – обратная связь. Это их вдохновляет, – завершая беседу, говорит Руслан. – Спасибо родителям, которые правильно воспитывают своих детей. Но как боец и волонтёр прошу: пишите письма солдатам чаще. Не нужно их приурочивать к праздникам. Они важны каждый день, а не в определённую дату. Они согревают, помогают хотя бы на несколько мгновений почувствовать себя дома. Они дарят веру, что всё не зря, если за твоей спиной маленькие патриоты, которые не сомневаются в нашей победе».
Наталья Дарованная