Найти в Дзене

Рождество 100 лет назад: как праздновали? Карта рождественских гуляний в Москве

Где в центре Москвы можно было заблудиться в настоящем елочном лесу? Как катание с гигантской горки без перил было способом найти невесту? И на какое жестокое зрелище, запрещенное сегодня, собирались тысячи москвичей? Отправляемся на прогулку по карте праздничной дореволюционной Москвы, для которой Рождество было главным зимним торжеством. Подготовка к Рождеству в Москве начиналась задолго до заветной даты 25 декабря (по старому стилю). Город преображался. На домах развешивали бумажные гирлянды и специальные фонарики со свечами. Витрины магазинов превращались в произведения искусства, особенно старались «Елисеевский» на Тверской и «Мюр и Мерилиз» (нынешний ЦУМ), выставляя целые кукольные инсталляции. Главными точками притяжения становились рынки. На Театральной и Воскресенской (ныне площадь Революции) площадях открывались елочные базары они были настолько огромными, что в них можно было запросто заблудиться. А на Охотный ряд и Красную площадь спешили за провизией к праздничному столу
Оглавление

Где в центре Москвы можно было заблудиться в настоящем елочном лесу? Как катание с гигантской горки без перил было способом найти невесту? И на какое жестокое зрелище, запрещенное сегодня, собирались тысячи москвичей?

Отправляемся на прогулку по карте праздничной дореволюционной Москвы, для которой Рождество было главным зимним торжеством.

Город готовится к празднику

Подготовка к Рождеству в Москве начиналась задолго до заветной даты 25 декабря (по старому стилю). Город преображался. На домах развешивали бумажные гирлянды и специальные фонарики со свечами. Витрины магазинов превращались в произведения искусства, особенно старались «Елисеевский» на Тверской и «Мюр и Мерилиз» (нынешний ЦУМ), выставляя целые кукольные инсталляции.

Главными точками притяжения становились рынки. На Театральной и Воскресенской (ныне площадь Революции) площадях открывались елочные базары

они были настолько огромными, что в них можно было запросто заблудиться.
-2

А на Охотный ряд и Красную площадь спешили за провизией к праздничному столу: осетрами, копчеными окороками и главным рождественским блюдом — «тупомордыми» поросятами.

Это блюдо, которое подавали на праздничный стол, особенно в начале XX века, наряду с гусями, как символ благополучия, а в старину свинина ассоциировалась с плодородием, и это блюдо могло быть частью ритуальной трапезы, хотя его название и происходит от внешнего вида (морды) запечённого поросенка. Это было традиционное, дорогое угощение, символизирующее достаток и изобилие.

Правда, до самого Рождества есть это было нельзя из-за строгого поста, поэтому на рынках покупатели подкреплялись постными пирогами с кашами и горячим сбитнем.

-3

От заутрени до домашних спектаклей: как начинался праздник

Само торжество начиналось в церкви. 25 декабря, с окончанием поста, все шли на утреннюю службу — заутреню. Храмы в больших городах бывали настолько переполнены, что на рождественскую службу даже продавали билеты.

-4

После службы праздник переносился в дома. Центральным событием для детей был выход к нарядной елке. Эту традицию, заимствованную у немцев, окружала тайна:

дерево наряжали втайне от детворы, превращая его в настоящий сюрприз, который нужно было «заслужить» хорошим поведением.

Поначалу украшения были съедобными — конфеты, яблоки и орехи. Вечером, после ужина, в семейном кругу обменивались подарками, ставили домашние спектакли и пели песни — примерно с 1900-х годов главной из них стала «В лесу родилась елочка».

-5

Вечерами на улицы выходили колядующие. Группы ребятни с длинным шестом, увенчанным звездой с фонариком внутри, ходили по домам, пели святочные песни и славили Христа. За это их щедро одаривали сладостями и кусками пирога, ведь не пустить или не отблагодарить колядующих считалось большим грехом.

-6

Карта гуляний: от Толстого на коньках до балов с деликатесами

С наступлением Рождества и до самого Крещения Москва погружалась в череду праздничных гуляний. Вся деловая жизнь замирала, и город превращался в огромную развлекательную площадку.

Воробьевы горы

Здесь строили гигантскую деревянную горку высотой с 10-этажный дом, но без бортиков. Катание на санках, часто парами, было популярным способом знакомства.

-7

Патриаршие пруды

Тут заливали общественный каток, который, по свидетельствам историков, любил посещать писатель Лев Толстой.

-8

Петровский парк, Сокольники, Марьина роща

Эти места становились центрами катания на санях и украшенных лентами экипажах. Это было не просто развлечение, а своего рода «смотрины»: юноши искали невест с богатым приданым.

-9

Благородное собрание (ныне Дом Союзов)

Тут проходили самые пышные балы для московской знати. Залы утопали в зелени пальм, лавров и цветов, среди которых светились электрические огоньки. Танцы начинались с полонеза, а в час ночи гостям подавали ужин с деликатесами: «консоме империаль», «филе лососины соус ремуляд», жаркое из куропаток и рябчиков.

Большой театр

В его стенах устраивали главные городские маскарады. Партер освобождали от кресел, превращая в огромный танцпол. Впрочем, не все были в восторге.

Фельетонист журнала «Искры» жаловался, что многие дамы приходили без масок, боясь, что «незнакомец дерзкий заговорит», и оттого «никто не веселится».
-10

Не только вальсы: столичный экстрим

Помимо светских развлечений, Москва предлагала и весьма суровые забавы, которые сегодня назвали бы жестокими.

  • Кулачные бои проходили прямо на льду Москвы-реки в Замоскворечье.
-11
  • Травля быков и медведей была официальным и очень популярным зрелищем. За Рогожской заставой (район современной площади Ильича) была оборудована специальная арена, где на быков натравливали огромных собак, а диких медведей выставляли против специально обученных «ручных». Эти поединки собирали до трех тысяч зрителей.
-12

Так, в шуме балов, скрипе санных полозьев, звонких песнях колядующих и даже реве медведей жила и праздновала старая рождественская Москва.