Найти в Дзене
Блокнот Воронеж

Воронежские маски из «Динамо»: как забытая фабрика на улице Ленина одевала в сказку всю страну

Краевед Ольга Рудева раскрывает историю мастерской на улице Ленина, 12, где вручную создавали те самые карнавальные маски для всего СССР.
Среди старого новогоднего декора на антресолях у многих воронежцев можно найти картонные маски Зайца, Лисички или Айболита.
Зачастую на них стоит скромная этикетка: «Мастерская Спорткомбината Воронежского Облсовета «Динамо»». Именно в небольшом цеху на улице Ленина, 12, который сами работники с гордостью называли «фабрикой», на протяжении почти полувека создавали карнавальные маски для всего Советского Союза. Производство, которое просуществовало с 1950-х до 1990-х годов, было уникальным. В тесных комнатках при Дворце спорта «Динамо» трудились в основном женщины, многие из которых приехали из окрестных деревень. Работа была творческой и сплачивала коллектив. Как вспоминала одна из старейших работниц Клавдия Ускова, на работу шли, «как на праздник», а в атмосфере царила доброта. Процесс был почти ювелирным. Сначала художник-бутафор создавал обра

Краевед Ольга Рудева раскрывает историю мастерской на улице Ленина, 12, где вручную создавали те самые карнавальные маски для всего СССР.

Среди старого новогоднего декора на антресолях у многих воронежцев можно найти картонные маски Зайца, Лисички или Айболита.
Зачастую на них стоит скромная этикетка: «Мастерская Спорткомбината Воронежского Облсовета «Динамо»». Именно в небольшом цеху на улице Ленина, 12, который сами работники с гордостью называли «фабрикой», на протяжении почти полувека создавали карнавальные маски для всего Советского Союза.

-2

Производство, которое просуществовало с 1950-х до 1990-х годов, было уникальным. В тесных комнатках при Дворце спорта «Динамо» трудились в основном женщины, многие из которых приехали из окрестных деревень. Работа была творческой и сплачивала коллектив. Как вспоминала одна из старейших работниц Клавдия Ускова, на работу шли, «как на праздник», а в атмосфере царила доброта.

-3

Процесс был почти ювелирным. Сначала художник-бутафор создавал образец, вручную лепя его из старых газет. С него делали гипсовую форму, а «лепщицы» вручную формовали маски из папье-маше — смеси бумаги и клейстера. После просушки обрезали края, шпаклевали, грунтовали и передавали «разрисовщицам». Те, сверяясь с раскрашенным автором образцом, кисточками наносили характер. Завершал процесс слой блестящего нитролака, резинка и та самая этикетка.

-4

Автором самых выразительных образов был легендарный художник-бутафор Сергей Нюхин. Его судьба была непростой: сын дворянина, инвалид, не имевший специального художественного образования, но обладавший невероятным талантом лепщика и фантазией. Именно его руками были созданы уникальные маски Бабы Яги, Царя Салтана, Хоттабыча, Мушкетёра и Барона Мюнхгаузена, которые сегодня стали коллекционной редкостью.

Фабрика славилась не только тиражными зайчиками и котиками, но и сложными «штучными» работами. На создание человеческого лица с эмоцией уходило куда больше труда и краски, чем на зверюшку.

Мастерская «Динамо» была, по некоторым данным, одним из самых крупных и продуктивных производств карнавальных масок в СССР. Её изделия расходились по всем уголкам страны, становясь неизменным атрибутом детских утренников.

"Блокнот Воронеж" теперь в MAX! Подписывайтесь на наш канал.

Зоя Лютик