Найти в Дзене
Разговорчики в строю

Пенсию - хлеборобам! Или как?

Помню, небольшой ажиотаж вызвало мое мнение по поводу слов Ирины Родниной о современных пенсиях. Она заявила, что, мол, народу следует заранее думать о своей старости и готовиться к ней самостоятельно, не особо рассчитывая на государственное пенсионное обеспечение. Как-то так – лень искать и приводить дословно ее изречение. Я, собственно, призывал ее указать нам всем спасительный путь, или хотя бы направление, куда следует идти, чтобы обеспечить себе более или менее безбедное существование в почтенном возрасте. Ирина Константиновна, к сожалению, путь нам не указала – может, просто забыла. А некоторым его, путь к счастливой старости, уже и указывать-то поздно – они на ее пороге и изменить что-то не в силах. А что о таких думать – отработанный материал. Так ведь, Ирина Константиновна? Вот такой «отработанный материал» обратился ко мне недавно за помощью. Хлебороб 1962 года рождения, летом прошлого года как бы получивший возможность уйти на досрочную пенсию по старости (есть такая опция
Фото иллюстративное, взято из открытых источников, может быть удалено по первому требованию
Фото иллюстративное, взято из открытых источников, может быть удалено по первому требованию

Помню, небольшой ажиотаж вызвало мое мнение по поводу слов Ирины Родниной о современных пенсиях. Она заявила, что, мол, народу следует заранее думать о своей старости и готовиться к ней самостоятельно, не особо рассчитывая на государственное пенсионное обеспечение. Как-то так – лень искать и приводить дословно ее изречение.

Я, собственно, призывал ее указать нам всем спасительный путь, или хотя бы направление, куда следует идти, чтобы обеспечить себе более или менее безбедное существование в почтенном возрасте.

Ирина Константиновна, к сожалению, путь нам не указала – может, просто забыла. А некоторым его, путь к счастливой старости, уже и указывать-то поздно – они на ее пороге и изменить что-то не в силах. А что о таких думать – отработанный материал. Так ведь, Ирина Константиновна?

Вот такой «отработанный материал» обратился ко мне недавно за помощью. Хлебороб 1962 года рождения, летом прошлого года как бы получивший возможность уйти на досрочную пенсию по старости (есть такая опция для тех, у кого есть 42 года стажа). У него несколько лет назад их, лет стажа, было 46, согласно выписке о состоянии его индивидуального пенсионного счета. И ИПК, магический пенсионный коэффициент, от размера которого зависит, собственно, сам размер пенсии, был равен 120 (чего-то там, я его единиц измерения не ведаю).

Пришел он в Соцфонд в марте прошлого, 2025 года, спросил, может ли он летом, после своего 63-го дня рождения, уйти наконец на досрочный заслуженный отдых. Ответили: «Не-а, вам еще пахать и пахать, ибо стажа у вас на 1 января всего-то 40 лет 08 месяцев восемнадцать дней. И ИПК ваш мы пересмотрели, от теперь не 120 а аж 80. Идите, трудитесь дальше». Пошел, продолжил пахать (и сеять).

Пришел снова в декабре – сказали то же самое, и выписку выдали, а там – те же 40 лет 08 месяцев 18 дней. Как будто не пахал и не сеял – но Соцфонду виднее, наверное.

Короче, рано вы приперлись дорогой вы наш хлебороб.

Надо сказать, что случай тут немного необычный, показательный случай. Мой доверитель работать начал с пятнадцати лет (!!!), и работал без перерывов и отдыхов, да и сейчас работает. О чем и свидетельствовали ранее полученные им выписки, впоследствии заботливой рукой работников Соцфонда подкорректированные в сторону уменьшения.

Какую помощь я могу ему оказать? Естественно, прежде всего подготовил и отправил ему заявление на назначение досрочной пенсии по старости, так как, на наш взгляд, он вполне себе имеет на нее право. А назначается она только по заявлению, причем формы заявления не существует, пишется оно в свободной форме. Что получается? Человек приходит в Соцфонд, спрашивает, имеет ли он право на пенсию – ему говорят «не, не доросли ишо» - и он тихо убредает прочь. Заявления нет – ну и ответственности у фонда никакой.

Поэтому первое, что мы сделали – пошли с заявлением в Соцфонд. Заявление начиналось со строк «Прошу назначить мне досрочную пенсию по старости», ну а дальше обоснование и перечень приложений – копия трудовой и так далее.

Пошел человек в отделение Соцфонда, провел там пару часов. Приходили и уходили разные начальники, общались. Пытались убедить его убрать из заявления эти самые строки «Прошу назначить…». Мол, вообще не понимаем, чего хотите. Уберите эти строки – и мы заявление ваше легко примем. Уберите.

Правда, возникает вопрос, а в чем тогда смысл этого заявления?

Короче, приняли только после того, как он по моему совету заявил последнему посетившему его начальнику: «Не примете- отправим почтой. А на ваши действия сегодня же подадим жалобу в прокуратуру». Приняли и чаем напоили.

Правда, предчувствия у меня не самые радужные – откажут. И я, скорее всего, знаю, почему. Дело в том, что в девяностые мой доверитель имел неосторожность работать в качестве КФХ. А к фермерам у Соцфонда очень трепетное отношение. Мол, стаж ваш является не трудовым, а страховым, и поэтому, чтобы подтвердить вашу выслугу, докажите, что вы отчисления в ПФР тридцать лет назад платили. Не можете? Ну и идите, работайте дальше.

Тут фишка в чем? Мое налоговополицейское прошлое подсказывает мне, что ИП (к их разряду относилось большинство КФХ), насколько помню (боюсь ошибиться), платили в ПФР не отдельным платежом, а в числе общих социальных отчислений – а делились деньги уже в налоговой. То есть у человека таких сведений просто не может быть. Они были у ПФР – но он-то как раз, являясь лицом заинтересованным, может эти сведения и не предоставить. Замкнутый круг получается. Во всяком случае я нашел в базе судебных решений одни отказы по причине «отсутствия сведений». А ведь проблема эта коснется в самое ближайшее время огромное количество людей - не только фермеров, но и прочих индивидуальных предпринимателей - в большинстве случаев отчисления они производили по одной и той же схеме.

Что-то подсказывает мне, что придется нам в суд идти. А там посмотрим. Впрочем, я, почитав решения судов по подобным спорам, кажется, придумал, как эту шараду разрешить. Надеюсь, наш финт пройдет. А может, они и сами назначат моему подопечному пенсию досрочно. Но вот что будет с ИПК, который ему в полтора раза урезали – посмотрим. Скорее всего, суда не миновать.

Так что бы Вы, Ирина Константиновна, посоветовали моему доверителю?

Как ему обеспечить себе достойную его полувекового вклада хлебороба в народное хозяйство страны жизнь в почтенном возрасте?

Лично мне на ум приходит только один совет: надо вырастить и обучить хоть одного юриста на семью, иначе никак.

PS: Случай действительно очень показательный и распространенный. Буду держать Вас, мои читатели, в курсе дела.

Кстати, по делу, о котором я писал в своей статье «Обои розового цвета» - по несправедливому разделу имущества – небывалая ситуация. Апелляция заседала уже 4 (четыре!!!) раза, и наконец, на последнем заседании назначили новую экспертизу и еще раз отложились, в очередной раз по инициативе суда. Медленно-медленно все возвращается на справедливые рельсы. Надеемся на благоразумие судей.

Дорогие читатели, если кому нужна юридическая помощь (я сегодня специализируюсь по делам о разделе имущества (есть опыт положительного решения вопросов с заложенными по ипотеке квартирами), по пенсионным делам, по взаимоотношениям с властями и контролирующими инстанциями, по делам в области защиты прав потребителей), можете обращаться по эл. адресу: shchetinin.igor.iv@gmail.com. Обращайтесь, в особенности те, у кого сложились показательные и особо уникальные ситуации. Постараюсь помочь.