Так получилось, что в Новый год многие ощущают себя «выгоревшими». Этот термин давно стал трендом в соцсетях, но многие все еще считают его обычной усталостью или модным словечком. На самом деле это серьезное расстройство, которое развивается поэтапно и касается не только работы, но и всей жизни.
Atas.info попробовал вместе с психологами разобрать популярные мифы об эмоциональном и профессиональном выгорании.
Ошибка №1 — это не просто модное слово
Психологи определяют эмоциональное выгорание не как болезнь — в их понимании это состояние, развившееся в результате хронического стресса. Изначально понятие «выгорание» применялось именно в профессиональном плане, но со временем слово стало модным (как и «тоскичность»), поэтому стало употребляться шире: например, «я выгорела в отношениях».
«Выгорание по своей сути — это стресс-реакция, механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций. Это можно сравнить с энергосберегающим режимом в каком-нибудь устройстве. Или, как вариант, формирование защитного барьера в формате „да гори оно все синим пламенем“ в ответ на стресс», — пояснила КПТ-психолог Екатерина Дегтярева.
По словам психолога и психотерапевта Марии Минаковой, современный мир потребления, зависти и нарциссизма, в котором человек вынужден постоянно находиться в напряжении, участвовать в вечной гонке за идеалом, сам по себе способствует росту выгорания.
«Человек хочет жить лучше: иметь более высокую должность, больше зарабатывать, больше успевать, лучше выглядеть — и видит, что это вроде реально, если… много стараться! Нужно лишь море энергии и стараний. А передышек нет, потому что время жизни ценно. И потому что другие уже вовсю пестрят своими достижениями в соцсетях, а ты — не так, чтобы очень. И под лавиной задач в этой гонке человек эмоционально выгорает. Ведь эта гонка бесконечна: за что бы ты ни взялся и как бы ни старался, это будет проигрывать всеобщему сверхсовершенству», — рассуждает она.
Ошибка №2 — это появилось не вчера
Несмотря на то, что соцсети стали для эмоционального выгорания питательной средой, сама концепция родилась задолго до их появления — она даже старше, чем Интернет.
Американская исследовательница Кристина Маслач в 1970-х годах описала эмоциональное выгорание как «продолжительную реакцию работника на хронический межличностный стресс на рабочем месте» и выделила три ключевых компонента.
Первый — это эмоциональное истощение: моральное перенапряжение, пустота и ощущение полной исчерпанности внутренних сил.
Второй — деперсонализация, проявляющаяся в формировании холодного и отстраненного отношения к пациентам, клиентам, ученикам и другим людям.
Третий — снижение личных достижений, выражающееся в ослаблении уверенности в собственной компетентности, недовольстве собой и уменьшении значимости своего труда.
«Выгорают, в первую очередь, те, кто выбирает „помогающие“ профессии в сфере „человек-человек“. Врачи, социальные работники, спасатели, педагоги, психологи, сотрудники общепита, операторы службы поддержки и так далее. Также в зоне риска находятся отрасли, где существуют высокая конкуренция и жесткие дедлайны: ИТ, финансы, маркетинг и опять-таки служба поддержки», — добавляет Екатерина Дегтярева.
Ошибка №3 — это не «просто усталость»
Усталость ощущается как нечто естественное и проходит после отдыха. Выгорание — как бессилие и апатия, которое от того, что люди называют отдыхом, только усиливается. Потому что базовый сценарий эмоционального выгорания содержит примерно такие установки: «Я должен работать много, чтобы зарабатывать достойном», «Отдыхают много только лентяим», «Просить помощи — значит признаться в своей слабости/несостоятельности».
Вспомните много трудящихся, старательных и выбивающихся из сил героев мультфильмов и сказок. Все они положительные.
Ошибка №4 — выгорание развивается поэтапно
Профессиональное выгорание развивается постепенно, подобно качелям, — точно так же, как и токсичные отношения. Психолог Джерольд Гринберг описал пять основных этапов этого процесса.
Первый этап он уподобил «медовому месяцу»: человек на старте полон энтузиазма и радости от работы, но вскоре увязает в «дофаминовой ловушке», где прежние удовольствия теряют остроту, а стресс накапливается.
Затем наступает вторая фаза, «дефицитная», с ростом усталости и безразличия. Без дополнительных стимулов интерес к работе пропадает — либо ко всему труду в принципе, либо к конкретному месту. Если мотивация сохраняется, человек может «застрять» здесь надолго, часто в ущерб здоровью.
Третья — это труд без перерывов, приводящий к физическим и психическим травмам, хроническому раздражению, угнетенности и ощущению «загнанности». Часто возникает постоянное чувство дефицита времени.
На четвертой стадии появляются хронические недуги, из-за которых работоспособность снижается или вовсе утрачивается. Усиливается недовольство своей продуктивностью и общим качеством жизни.
Пятая стадия — когда проблемы обостряются, провоцируя серьезные заболевания, угрожающие жизни. Под угрозой оказываются не только карьера, но и здоровье человека.
Психологи рекомендуют задуматься о смене работы не позже перехода от первой ко второй стадии — а лучше уже на первой. Ведь если эффективность падает, это становится заметно, и потенциальные работодатели могут потерять интерес к кандидату.
Тест на психические расстройства и отклонения — когда бежать к психологу