Найти в Дзене
Мифоистория Сибири

Золото Салаира (осень 2023 г.)

Драга в Егорьевском Золотая лихорадка на юге Западной Сибири началась двести лет назад, когда купцы Поповы намыли в Мариинской тайге первый пуд драгоценного металла. Говорят, правда, что до купцов, имевших на то разрешение царя, золотишко мыли беглые приписные крестьяне, вывозя добычу звериными тропами и сбывая ее через лихих людишек. Так это было или иначе, но вслед за Поповыми ринулись по царским кабинетам и другие купцы — получать разрешения. Озадаченный этой дружной суетой министр финансов Егор Францевич Канкрин приказал алтайским рудознатцам провести на Салаире изыскания. Так в 1830 году был открыт прииск, названный в честь министра Егорьевским. Через три десятилетия здесь уже стояло больше сотни деревянных домов и работал магазин. От села Суенги до села Егорьевского — четверть часа езды. Дорога тянется по холмам, леса чередуются с прогалинами, пока не появляется большая долина с рекой и домами. Останавливаюсь за автобусной остановкой у памятника Канкрину: царский сановник стоит н

Драга в Егорьевском

Золотая лихорадка на юге Западной Сибири началась двести лет назад, когда купцы Поповы намыли в Мариинской тайге первый пуд драгоценного металла. Говорят, правда, что до купцов, имевших на то разрешение царя, золотишко мыли беглые приписные крестьяне, вывозя добычу звериными тропами и сбывая ее через лихих людишек. Так это было или иначе, но вслед за Поповыми ринулись по царским кабинетам и другие купцы — получать разрешения. Озадаченный этой дружной суетой министр финансов Егор Францевич Канкрин приказал алтайским рудознатцам провести на Салаире изыскания. Так в 1830 году был открыт прииск, названный в честь министра Егорьевским. Через три десятилетия здесь уже стояло больше сотни деревянных домов и работал магазин.

От села Суенги до села Егорьевского — четверть часа езды. Дорога тянется по холмам, леса чередуются с прогалинами, пока не появляется большая долина с рекой и домами. Останавливаюсь за автобусной остановкой у памятника Канкрину: царский сановник стоит на высоком постаменте со слитком «золота» в руках — подобный самородок он и преподнес Николаю I на Пасху. Крупные слитки находили и позже. В интервью сорокалетней давности начальник карьера Михаил Богомяков рассказывал такую историю:

«Как-то одному шоферу надоело все время объезжать булыжник, лежащий на дороге. Остановил он машину, подошел к камню и пнул. А камень-то ни с места: золотым оказался! В другой раз две женщины перемывали камни в отвале, да и наткнулись на свое счастье — попал им в руки тяжеленный самородок. От радости голову потеряли: так мчались на прииск, что дыхание перехватило».

В сквере, где поставлен памятник сановнику, есть еще два артобъекта — ковш драги с «золотой» россыпью и скульптура пятирублевой монеты 1833 года. Рядом с монетой застыла кошка из местной легенды. В те давние времена, когда прииск еще был кабинетским (то есть принадлежал царской семье), якобы сменился у одного из домов хозяин — прежнего медведь задрал. Заселился новый, кошку через порог по обычаю пустил, а та погналась за мышью и застряла коготком между досками пола. Пришлось одну из досок приподнимать, а там — тайник с золотом!

В одном из подобных бревенчатых домиков нынче устроен Музей старателя: большая русская печь, длинные мягкие половицы, массивные деревянные ставни, закрывающиеся изнутри. Хоть сейчас заселяйся и живи, все удобства девятнадцатого века к твоим услугам: лежанка на печи, утюг на углях и берестяная утварь.

Но самый поразительный туристический экспонат Егорьевских приисков — огромная драга посреди реки. Со стороны она похожа то ли на затонувший корабль, то ли на затопленную крепость. Доставка драги-великанши, начавшаяся зимой 1958 года, достойна кинобоевика: привезти полторы тысячи тонн единым грузом было невозможно и ее перевозили частями.

«Завывала пурга, занесло все дороги на перевале, — писал очевидец. — Бульдозеры медленно, нагромождая слева и справа высокие снежные валы, двигались вперед. А вслед за ними тракторы-тягачи везли длинные деревянные сани с тяжелым грузом. За тракторами потянулись ЗИСы с прицепами. Достаточно было отклониться на десяток сантиметров в сторону, как машина могла завязнуть в снегу и остановить всю колонну. Многотонные детали сгружались на полигоне в Егорьевском, и машины шли в обратный рейс за оставшимся грузом, чтобы завтра снова вернуться сюда».

В советское время золотодобычу на бывших царских приисках засекретили: по документам добытое золото скромно именовалось «металлом». Но и сегодня туда, где работают старатели, посторонних не пускают. Впрочем, я и не пытаюсь. Брожу по окрестным дорогам, поднимая по пути каждый булыжник. Но нет — булыжники остаются обычными камнями. Не всем так везет, как безвестному водителю грузовика.

#сибирь #история #историясибири #золото #золотодобыча #салаир

Иллюстрация из спецвыпуска журнала "Сибирские огни"

Читайте также на моем канале: Самозванцы (крестник полководца в Сибири)