Найти в Дзене

Про ЖАДНОСТЬ

Историю эту мне поведал мой коллега Андрей Львович, врач-педиатр. Ехали мы с ним как-то на его машине в Самару. Он за рулем, я пассажиром. Всю дорогу он без умолку рассказывал всякие интересные истории. Проехали Сызрань, Тольятти… Вот впереди показался поворот на аэропорт Курумоч (аэропорт Самары). И тут же вспомнил Андрей Львович историю про своего бывшего соседа Ивана Ивановича (имя изменено). Именно в этом месте все и произошло, пояснил он. И поведал следующее. Жили они как-то с Иван Ивановичем в одном доме, в одном подъезде в старом двухэтажном доме г. Куйбышев (ныне Самара). А дело было в начале семидесятых. Только-только стали выпускать тогда в Тольятти первые «Жигули», ВАЗ-2101, «Копейку», как ласково потом прозвал ее народ. А спрос на них был тогда жутчайший, всем непременно хотелось заполучить эту замечательную по тем временам малолитражку. Хотя стоила она недешево, дороже «Москвичей» и «Запорожцев», быстро купить ее было практически невозможно, даже с рук (их попросту был

Историю эту мне поведал мой коллега Андрей Львович, врач-педиатр. Ехали мы с ним как-то на его машине в Самару. Он за рулем, я пассажиром. Всю дорогу он без умолку рассказывал всякие интересные истории. Проехали Сызрань, Тольятти…

Вот впереди показался поворот на аэропорт Курумоч (аэропорт Самары). И тут же вспомнил Андрей Львович историю про своего бывшего соседа Ивана Ивановича (имя изменено). Именно в этом месте все и произошло, пояснил он. И рассказал следующее.

Жили они как-то с Иван Ивановичем в одном доме, в одном подъезде в старом двухэтажном доме г. Куйбышев (ныне Самара). А дело было в начале семидесятых. Только-только стали выпускать тогда в Тольятти первые «Жигули», ВАЗ-2101, «Копейку», как ласково потом прозвал ее народ.

А спрос на них был тогда жутчайший, всем непременно хотелось заполучить эту замечательную по тем временам малолитражку. Хотя стоила она недешево, дороже «Москвичей» и «Запорожцев», быстро купить ее было практически невозможно, даже с рук (их попросту было еще мало тогда).

Как-то вечером во двор, посреди которого мужики по обыкновению резались в домино, заехала ненадолго новенькая «Копейка». Мужики быстро облепили это новоявленное чудо автопрома, не переставая восторгаться достоинствами этого автомобиля.

ВАЗ-2101 (Фото в свободном доступе)
ВАЗ-2101 (Фото в свободном доступе)

Хозяин «Копейки» только «подливал масла в огонь», расхваливая ее возможности. Вскоре машина уехала, и восторженное обсуждение ее продолжилось за игрой в домино.

Доминошники. (Фото в свободном доступе)
Доминошники. (Фото в свободном доступе)

Только Иван Иванович был мрачнее тучи – очень уж захотелось ему заполучить эту конфетку на колесах!

Чтобы исполнить свою мечту нужно было встать «на очередь», получив при этом всяческие разрешения и одобрения с места работы. А очередь эта была расписана на много лет вперед. Но это не останавливало Ивана Ивановича.

Человеком он был упертым, расчетливым и жадным до скупости. Экономил на всем, даже на проезде в общественном транспорте - лучше пешком пять остановок пройдет, но сэкономит пять копеек.

Поговаривали, что по молодости он не был таким. Все изменилось после женитьбы на своей, уже бывшей теперь, жене. Скупая и жадная была до удивления. Держала она Ивана Ивановича в ежовых рукавицах и черном теле.

В итоге, развелись они всё равно. Погуливала она стала со своими начальниками. Иван Иванович же не сразу это понял, почему-то решил, что холодна к нему она стала по причине его небогатого положения. И что по этой же причине бросила его.

И стал экономить на себе в чем только можно: повседневную одежду годами не менял, покупал все самое дешевое, «зайцем» иногда на общественном транспорте ездил, курить бросил. Из экономии. Питался скромно, лишний раз не выпивал, разве что на халяву.

Но была еще у него одна особая черта — любил выпендриваться. И хотя одевался скромно, но на нужный момент костюм имел справный, дорогой, зеленого цвета. Галстук импортный, красивый, бывшей женой подаренный, часы золотые.

Телевизор цветной был только у него одного во всем дворе. Хотя он его почти не включал, берег. Разве только для хвастовства мог его перед кем-нибудь включить.

Как-то раз напросились к нему соседи хоккей наших с канадцами посмотреть, так не отказал. Только с каждого за просмотр по двадцать копеек («по-соседски», со скидкой) потом стребовал.

Мебель обычная была, посуда тоже, как у всех. Жил, понятное дело, один. Жены и друзей уже давно не было. Только соседи. И вот с ними-то он вечерами после работы и по выходным играл во дворе в домино.

И во время этих доминошных баталий любил поговорить, рассказать разные истории, не забывая при этом лишний раз свое мнение и глубокое знание вопроса подчеркнуть. Человеком он был начитанным, все знающим, а потому соседи слушали его с вниманием и даже почтением, что не могло не ублажать его гордыню.

И вот, в тот самый вечер, когда в их двор заехала новенькая «Копейка», соседи единогласно отметили, что крайне трудно (почти невозможно!) обладать этим "авто-сокровищем" простому человеку. Но только не Ивану Ивановичу!

Уж простым-то он себя никогда не считал! Мелкий начальник в большой конторе, зарплата не очень большая, но все же больше чем у его соседей. И мотоцикл с коляской «Урал» был во дворе только у него одного, да и гараж тоже!

И вот тогда-то поселилась в голове Ивана Ивановича идея фикс, как заедет он во двор на новеньких «Жигулях». На радость себе и зависть окружающим!

И стал деньги копить, попутно встав на очередь за машиной. Продал свой мотоцикл, на работе подработок набрал, еще больше урезал расходы в еде, одежде и поездках на общественном транспорте.

На автобусе только за город стал ездить, по грибы да по ягоды, чтобы потом на рынке ими в выходные торговать. В домино садился играть все реже — на машину копил, бутылки иногда по вечерам собирал.

И вот позади тяжелые годы ожидания и зарабатывания денег! Пришло, наконец, уведомление о том, что очередь Ивана Ивановича подошла, и пора выкупать свое долгожданное авто! От предложения автозавода о доставке Иван Иванович предусмотрительно отказался — лишние расходы! Решил сам за машиной в Тольятти ехать, благо это около ста километров всего.

В тот знаменательный солнечный день Иван Иванович отправился на автозавод при полном параде — в дорогом, зеленого цвета костюме, в белой рубашке с золотым импортным галстуком, новых (уже лет пять) ни разу не ношенных ботинках. И в фетровой шляпе.

ВАЗ-2101 (фото в свободном доступе)
ВАЗ-2101 (фото в свободном доступе)

К радости Ивана Ивановича его долгожданная «копейка», как он и хотел, была салатового цвета, прям под костюм. Радостно блестела она на ярком майском солнце на стоянке автозавода.

ВАЗ-2101 (фото в свободном доступе)
ВАЗ-2101 (фото в свободном доступе)

Бросив по-деловому свою шляпу за заднее сиденье, и загрузив свое немного похудевшее за эти годы тело за руль, Иван Иванович с удовольствием начал свое движение в сторону родного Куйбышева. Вскоре выехал он из Тольятти и предался еще большему удовольствию вождения новеньким автомобилем.

ВАЗ-2101, "Копейка".
ВАЗ-2101, "Копейка".

За окном радостно светило солнце, через открытое окно трещали сверчки и щебетали птицы, рыжего цвета сиденья приятно пахли новой кожей. Ивана Ивановича просто распирало от счастья!

Одно только обстоятельство в этот миг не давало ему покоя – никто сейчас не видел его! Никто не сглатывал сейчас жадной слюны от зависти, наблюдая, как красивый, ухоженный мужчина Иван Иванович в дорогом зеленом костюме рулит собственными новенькими «Жигулями»!

ВАЗ-2101
ВАЗ-2101

Уже прилично отъехав от города Иван Иванович у одной из деревень заприметил на обочине голосующую немолодую женщину в платке и с мешком в руках.

Машин на дороге было мало (обычное дело по тем временам), автобусы ходили редко, а потому местное население добиралось до нужного пункта назначения в основном «на попутках». За данную услугу принято было расплачиваться по цене поездки на автобусе.

И многие шофера, в основном на служебном грузовом транспорте, не отказывались от побочного, хоть и небольшого, заработка. Открывшаяся внезапная возможность чуть подзаработать, взбудоражила сознание Ивана Ивановича.

Пресловутая жадность, а может и желание сиюминутно похвалиться хоть перед кем-нибудь сделали свое дело. Потекшая вожделением лихих денег слюна повлияла на правую ногу нашего героя и тормозные колонки автомобиля.

Новые тормоза сработали отменно, остановив салатовую «копейку» на обочине аккурат напротив старухи с мешком. Старуха, просунув свою голову в платке в открытое переднее окно, спросила:

- Милок, до Новосемейкино довезешь? - было это достаточно далеко от этого места, а потому у Ивана Ивановича забрезжил вариант подзаработать «рублик», - Только у меня всего пятьдесят копеек. Довезешь?

Ну хоть что-то, решил Иван Иванович, и впустил старуху на переднее сиденье. От предложения поместить мешок в багажник старуха наотрез отказалась, сославшись на ценность содержимого — молодой поросенок, купленный на рынке. Поросенок мирно спал в мешке, а потому неудобств никому не создавал. Поставив мешок в ноги, старуха с Иван Ивановичем продолжили неблизкий путь.

Пожилая женщина оказалась отзывчивой и хитрой. Всю дорогу нахваливала новенькую машину Ивана Ивановича, да и его самого, участливо расспрашивала его обо всем. И Ивана Ивановича, как говорится, «понесло».

Взахлеб стал рассказывать незнакомке в платочке как трудно и долго он зарабатывал на машину, при этом продолжая представлять, как сегодня под вечер заедет он во двор и все соседи обзавидуются, увидев его за рулем!

Фото из интернета, в свободном доступе
Фото из интернета, в свободном доступе

Увлекшись разговорами Иван Иванович не сразу заметил, как следовавший перед ним грузовик внезапно остановился перед поворотом на Курумоч.

Резко нажав на педаль тормоза Иван Иванович тут же был внезапно оглушен истошным криком молодого поросенка. Доходяга, во время поездки проснувшись, как-то незаметно выбрался из мешка, перебрался под ноги Ивана Ивановича, а тот вдруг резко придавил его педалью, пытаясь экстренно затормозить.

Крик был на столько истошный, что Иван Иванович поначалу резко одернул ногу, но видя, как неумолимо быстро приближается к нему впереди стоящий самосвал, вновь резко надавил на педаль тормоза! Уши заложило от повторного истошного вопля поросенка, и нога Ивана Ивановича судорожно перескочила на педаль газа…

Очнувшись, Иван Иванович не сразу понял, что лоб ушиблен, рассечена бровь и кровь капает на дорогие костюм, рубашку, галстук… Край кузова грузовика заехал, разбив лобовое стекло, в салон, передняя часть «Жигулей» разбита, водительскую дверь заклинило. Куда только старуха с поросенком подевались, непонятно. К тому же, не расплатившись за проезд!..

Жадность фраера сгубила! - подытожил тогда свой недолгий рассказ Андрей Львович, проезжая тот самый злополучный поворот на аэропорт. Немного грустная, но поучительная история про жадность. А мне вроде как недосказанной она показалась.

Злорадствовать по этому поводу как-то не хотелось. В конце концов, не наворовал же! Честно работал, зарабатывал как мог. А свинью подложить любому человеку могут, и хорошему и плохому. Главное, саму себе свинью не подкладывать, и тогда все будет хорошо. А вы как думаете?

Много позже, при случае, спросил я Андрея Львовича, про то, чем же вся история про Ивана Ивановича закончилась. Ответ меня удивил и порадовал одновременно, хоть и ответил мне буквально в трех словах.

Ибо представлялся финал наподобие «Шинели» Гоголя, про Акакия Акакиевича, новую шинель потерявшего. Грустный и закономерный конец. Да только не про Ивана Ивановича! Не спился и в петлю не полез с горя, в депрессию не ушел.

А дело было примерно так. Тут уже, дорогой читатель, не суди строго, я что-то сам домыслил, что-то может и выдумал, что-то предположил... Ибо лет уже много прошло с тех пор, и с момента случившегося, и с момента когда я эту историю услышал.

В субботний майский погожий вечер во дворе старых «двухэтажек», сидели, как обычно за столиком мужики-соседи. После бани пили "Жигулёвское" пиво с воблой и по обыкновению резались в домино.

Доминошики-соседи (фото в свободном доступе)
Доминошики-соседи (фото в свободном доступе)

И тут во двор тихо въехал «Газик», тянувший на тросе побитую, салатового цвета, «копейку» с Иваном Ивановичем за рулём. С побитым окровавленным лицом, забинтованным лбом, в запачканном кровью и грязью дорогом зеленом костюме с золотым галстуком. И в фетровой шляпе на голове!

Иван Иванович пытался не смотреть на соседей. Остановив «Жигули» у своего гаража, отцепил трос, расплатившись с водителем «Газика» направился открывать ворота гаража. Вид его был жалок: вмиг постаревший, сгорбившийся от свалившихся на плечи огорчений, человек в зеленом костюме, лакированных ботинках и фетровой шляпе.

- Иваныч, ты?! – недоумевая от увиденного, спросили соседи. На смех и ожидаемое Иваном Ивановичем злорадство даже намека не было.

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Мужчины быстро высыпали из-за стола, быстренько осмотрели сначала Ивана Ивановича, затем его новенькие «Жигули». Узнав, что к чему, помогли затолкать «копейку» в гараж, и усадив Ивана Ивановича за стол, напоили пивом с воблой. К этому времени к столу высыпали уже все соседи.

Иван Иванович, по началу заикаясь дрожащим голосом уже обстоятельно рассказал свою грустную историю. Когда он закончил свой рассказ, над столом повисли пауза и густой дым «Беломорканала».

- Да-а-а… - скрипучим голосом задумчиво выдал сосед-пенсионер Степаныч, в прошлом хороший автослесарь, с местной автобазы, - Повозиться теперь немало придется, чтобы первоначальный вид твоей красавице вернуть. Да и денег немало тоже…

- Денег я найду! – в голосе Ивана Ивановича проскользнула надежда, я… Я свой цветной телевизор продам!

- Да погоди ты со своим телевизором! Где ты еще такой потом купишь? Я поговорю со своими мужиками на автобазе, помогут. Частями, если что, деньги отдашь потихоньку.

- Да и мы по-соседски деньгами на ремонт скинемся, - поддержали соседи, - Пускай твои мужики только быстрее ремонтируют! А там уж нам Иваныч по возможности долг вернет…

фото в свободном доступе
фото в свободном доступе

Менее чем через месяц (особенно трудно было найти новые фары и лобовое стекло) ВАЗ 2101, салатовая «копейка» Ивана Ивановича торжественно въехала во двор. Сияла и переливалась красотой, как новенькая!

А еще больше светился от счастья Иван Иванович! В новой белой футболке, ярко синем трико и в сандалиях. Выйдя из машины обнял всех высыпавших к нему соседей, а потом долго еще катал их по очереди по городу. А пенсионеру Степанычу, даже дал порулить и разогнаться по вечернему проспекту аж до 120 км/ч!

Катание по городу (фото в свободном доступе)
Катание по городу (фото в свободном доступе)

А потом весь вечер во дворе за стихийно выросшим в длину столом для домино, обмывали покупку…

Иван Иванович, на удивление, с тех пор стал совсем другим человеком. Жадность куда подевалась, хвалиться почти перестал, ну так, совсем немного если, и то, только когда выпьет. Все трансляции хоккея и футбола с участием нашей сборной соседи смотрели только у Ивановича, пока, со временем, своими цветными телевизорами не обзавелись.

И женщину свою нашел! Случайно подвез ее как-то вечером до дома. Сначала до ее дома, потом до своего…

И денег за подвоз попутных пассажиров не брал категорически! Говорил, что с ним наперед та бабка с поросенком расплатилась…

Есть ли у вас подобные истории? Пишите их, а также комментарии. Мне, и думаю всем, будет интересно.