Найти в Дзене

«Никого не будет в доме...» Как стихотворение о личной драме Пастернака попало в «Иронию судьбы»

Удивительное дело: когда этот романс под гитару звучал в кино или по радио, я думал, что он написан совсем недавно. Никак не раньше времён, когда шла работа над фильмом «Ирония судьбы». В этих стихах, положенных на музыку, заключено универсальное качество, которое позволяет «поместить» их в любое время. Как и многие, я впервые услышал «Никого не будет в доме...» в исполнении Сергея Никитина в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Казалось, сам бард, записавший песню для фильма, её и сочинил. В кадре её исполняет Женя Лукашин — интеллигентный, слегка стеснительный московский врач, любитель песен под гитару и дружеских предновогодних посиделок в бане. Для многих этот негромкий романс связан с ожиданием Нового года. Мне же под него представлялась квартира в ранних сумерках, зимний день в январе, когда ещё никуда не нужно бежать, время словно останавливается, а за окном — лишь крыши в шапках из снега... Всё как в жизни. О таком дне писала Татьяна Толстая: «Это утро не похоже ни на чт

Удивительное дело: когда этот романс под гитару звучал в кино или по радио, я думал, что он написан совсем недавно. Никак не раньше времён, когда шла работа над фильмом «Ирония судьбы». В этих стихах, положенных на музыку, заключено универсальное качество, которое позволяет «поместить» их в любое время.

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

Как и многие, я впервые услышал «Никого не будет в доме...» в исполнении Сергея Никитина в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Казалось, сам бард, записавший песню для фильма, её и сочинил. В кадре её исполняет Женя Лукашин — интеллигентный, слегка стеснительный московский врач, любитель песен под гитару и дружеских предновогодних посиделок в бане.

Для многих этот негромкий романс связан с ожиданием Нового года. Мне же под него представлялась квартира в ранних сумерках, зимний день в январе, когда ещё никуда не нужно бежать, время словно останавливается, а за окном — лишь крыши в шапках из снега... Всё как в жизни.

О таком дне писала Татьяна Толстая: «Это утро не похоже ни на что, оно и не утро вовсе, а короткий обрывок первого дня: проба, бесплатный образец, авантитул. Нечего делать. Некуда идти. Бессмысленно начинать что-то новое, ведь еще не убрано старое: посуда, скатерти, обертки от подарков, хвоя, осыпавшаяся на паркет».

Лишь позже я узнал, что текст песни принадлежит перу Бориса Пастернака, а написано стихотворение в далёком 1931 году. Когда режиссёр Эльдар Рязанов снимал свою легендарную комедию, он отобрал восемь пастернаковских стихотворений, включая и «Никого не будет в доме...» Строки, положенные на музыку Микаэла Таривердиева, обрели новую жизнь.

Гениальный композитор выстроил песенный цикл для «Иронии судьбы» в манере, близкой к романсу. Нежная музыка, согласно режиссёрскому замыслу, должна была оттенить комедийные перипетии сюжета.

Борис Пастернак
Борис Пастернак

Размышления Пастернака, изложенные в стихотворении «Никого не будет в доме...», возможно, были связаны с его переживаниями в период расставания с первой семьёй из-за чувств к Зинаиде Нейгауз.

Нежданный роман случился в момент, когда поэт уже девять лет был женат на художнице Евгении Лурье и воспитывал сына. Примерно в 1930 году Пастернак познакомился с пианисткой Зинаидой Нейгауз и ощутил прилив романтических чувств. Молодая женщина ответила ему взаимностью, хотя была замужем и растила двоих сыновей. Влюблённые пытались справиться с нахлынувшей страстью, но всё-таки развелись с бывшими супругами и в 1932 году сочетались узами брака.

-3

Пастернак чувствовал себя виноватым, в его душе поселилось смятение. Но грядущий день он ожидал с надеждой на новые отношения: «Тишину шагами меря. Ты, как будущность, войдешь». История второй женитьбы поэта отчасти рифмуется с сюжетом «Истории судьбы». И привносит в привычную телевизионную комедию ноту жизненной драмы и высокой поэзии.

-4

Кстати, текст стихотворения отличается от песни из «Иронии судьбы» на одну строфу. Из пастернаковского оригинала было исключено четвёртое четверостишие. Сергей Никитин (а вслед за ним и Женя Лукашин) не поёт про «неотпущенную вину». В тот момент герой фильма ещё ни в чём не был виноват. Зато слова о неотпущенной вине наверняка звучали особенно пронзительно для автора — Бориса Пастернака.

«Никого не будет в доме...» можно слушать хоть до Нового года, хоть после. Но каждый раз в этой песне тихая созерцательность одинокого зимнего дня мистическим образом переплетается с волнующим предчувствием чуда, которое не произошло в прошлом году, но может произойти в следующем.

Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!