Ровно в 21:50 по всем вагонам цепочкой прошёл характерный рывок, ознаменовавший начало пути в родной регион — Республику Коми. Одновременно с таким рывком каждый раз что-то ёкает в груди. Безусловно, по причине радости и предвкушения долгой интересной дороги, полной открытий и новых впечатлений. Наверняка читателю знакомо это ощущение.
Усталость после рабочей недели сказывалась. Умиротворяющие ритмичные покачивания вагона и глухой стук колёс послужили крайне уместным аккомпанементом для вечерне-ночных размышлений.
Долго засиживаться, однако, не следовало, поскольку рано утром, в 8:20, поезд должен был делать запланированную по маршруту получасовую остановку на станции Коноша — на первый взгляд неприметной, расположенной в маленьком 10-тысячном населённом пункте. Но эта статья так и осталась бы очерком с дорожной личной философией, если бы не весьма интересная история самого города и его железнодорожного пункта.
Утро. Признаться, необходимо было завести будильник, чтобы перестраховаться и не проспать. Но будильник зазвенел уже тогда, когда утренние процедуры были сделаны и выпита кружка чая с некоторыми вкусностями. Именно таким нетерпеливым было ожидание выхода на платформу, что будильник-то в итоге и не понадобился.
Почти 8:20 и состав медленно протягивается по окрестностям станции и затем уже по её территории. За окном рядами стоят деревянные тёмно-серые дома и сараи. Такой цвет древесины очень типичен для северного региона. Может, чем-то и пропитывают её, но основная причина — постоянная влага и периодические солнечные лучи. Местами есть и голубые, и зеленоватые.
Состав остановился, и перед глазами предстало здание вокзала ярко-бирюзового цвета.
Данный район в древние времена был заселен угро-финскими племенами Чудь (предками коми-народа), что выдают явно неславянские названия местных рек: Коноша (сам город и назван по реке), Тавреньга, Вохтома.
Славяне (в основном ильменские и новгородские) начали приходить на эту землю с конца первого тысячелетия, основная миграция происходила в 13 веке. Целью был поиск и добыча «мягкой рухляди» (драгоценной пушнины), «рыбьего зуба» (моржовых клыков), сала морских зверей, ценных пород рыб.
До строительства здесь железной дороги территория всего района была целиком в болотах и лесах. Но в 1894 году сразу после утверждения строительства Вологодско-Архангельской железнодорожной ветки (благодаря усилиям Саввы Мамонтова) встал вопрос о стратегически рациональном местоположении станции, которая была бы промежуточной точкой на пути с возможностью дозаправки паровозов и ремонта их и вагонов (при такой необходимости). Этим местом была выбрана территория современной станции Коноша.
Вельские купцы (между Вельском и Коношей примерно 100 км с небольшим) сразу сообразили, что необходимо строить около станции склады и магазины. Впоследствии через станцию стали отправлять хлеб, лён, древесину, вологодское масло и прочие товары.
В 1896 году начали строить первые жилые здания строителей железной дороги. Официально станцию открыли и пустили составы в 1898 году, поэтому днём основания станции и города считается именно 22 октября 1898 года, а не 1896-й как год появления первых жилых строений.
Более того, в 1897 году попытки отправить составы уже были (из Архангельска в Вологду), но после прохода первого поезда у дороги проявились сильные дефекты, и необходимо было время для проведения доработок.
Таким образом, регулярное движение по ветке — с осени 1898 года.
Первая платформа была деревянной и построена на сваях из-за мягкого болотистого грунта.
В 1900 году около станции было расположено уже 12 домов строителей-железнодорожников. В основном дорогу и станцию строили местные крестьяне с помощью лопат, тачек, телег и лошадей. Оттого есть легенда, что происхождение названия — от слов «конь» и «ноша».
Изначально построенная железная дорога на участке между Вологдой и Архангельском (более 600 км) была узкоколейной с расстоянием 1067 мм между рельсами. Сделано это было в целях снижения стоимости строительства, да и будущая популярность ветки была недооценена. Однако с началом Первой мировой войны резко возрос трафик из-за поставок различного вида помощи от союзников. Очень много приходило в архангельский порт, перегружалось в железнодорожные вагоны и далее следовало в центральную часть страны. Чрезвычайно необходимо было увеличить пропускную способность ветки. Поэтому в период с 1914 по начало 1916 года участок переоборудовали на широкую колею (1520 мм — актуальное значение и по сей день для российских железных дорог), как у всей остальной сети уже в то время. Новая ширококолейная дорога на участке была официально открыта 18 января 1916 года. Таким образом, модернизация позволила увеличить поток с 200 грузовых вагонов в сутки до 390, то есть практически вдвое.
На стыке 19 и 20 веков территория будущего Коношского района входила в состав трёх губерний с довольно большим отдалением от их центров, из-за чего называлась «медвежьим углом» и «дебрями». Но всё кардинально изменила как раз появившаяся станция и населённый пункт при ней.
Во второй половине 1930-х годов правительством страны было принято решение о начале строительства железнодорожной ветки на Воркуту с целью вывоза добываемого в перспективе угля из Печорского угольного бассейна.
В декабре 1941 года была введена в эксплуатацию Печорская железная дорога, благодаря чему Коноша стала узловой станцией.
Она имела большое стратегическое значение для нужд фронта. Настолько, что вот одна история. В ночь на 1 сентября 1942 года в окраинах Коноши был высажен немецкий десант с целью вывода из строя станции и железнодорожного полотна, идущего из Воркуты, а также дальнейшего прямого выхода на Вологду. Однако об этом сразу стало известно. В течение нескольких дней вражеские единицы были выслежены, частично ликвидированы, а частично взяты в плен. Была проведена успешная операция.
В годы ВОВ железнодорожники, лесозаготовители и колхозники Коноши самоотверженно трудились во имя Победы. Сотни жителей были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», а коллективу вагонного депо станции Коноша было передано на вечное хранение Красное знамя Народного комиссариата путей сообщения.
В марте 1964 года решением Ленинградского суда за тунеядство был осуждён и отправлен в ссылку на 5 лет 23-летний парень, рьяно увлекающийся поэзией и созданием стихотворных произведений. Отправлен он был на работы в совхоз при деревне Норинской неподалёку от Коноши. А парень этот — через два с лишним десятка лет лауреат Нобелевской премии по литературе — Иосиф Александрович Бродский.
Приютила городского ссыльного в своей избе Таисия Ивановна Пестерева, проживающая с сыном, которому было на тот момент 13-14 лет. Вместо назначенных 5 лет Бродский провёл здесь только 18 месяцев, после чего по ходатайству общественности и авторитетных людей решение об исправительных работах было отменено.
Сейчас в этом самом доме, где жил поэт, расположен музей. Сам Иосиф Александрович называл период в Норинской одним из самых счастливых, в том числе потому, что на него пришлось несколько десятков произведений. Кстати, по воспоминаниям местных, Бродский ответственно и в полном объёме выполнял все работы.
В 1965 году был создан Коношский район с центром в городе Коноша. По состоянию на 1973 год население составляло около 14000 человек (околопиковое значение) и работали леспромхоз, вагонное депо, лесозавод, пищекомбинат, маслозавод.
В 1998 году, когда городу исполнялось 100 лет, был объявлен конкурс на создание изображения для официального герба. Среди очевидных вариантов вроде локомотива, ели и других местных объектов был выбран и утверждён основанный на яркой этимологической легенде про коня и ношу. Таким образом, на гербе города изображён светлый конь на красном фоне.
В 2021 году напротив входа в здание вокзала со стороны платформы установлена инсталляция, посвящённая Савве Мамонтову. На ней он стоит у карты железных дорог в компании строителей и крестьян.
Сейчас здесь поезда делают довольно длительную остановку, поскольку меняется тип локомотивной тяги — тепловоз приходит на смену электровозу.
30 минут стоянки в крохотном населённом пункте на Северной железной дороге открыли мне очередные интересные факты и доказательство того, что абсолютно всё вокруг нас может таить в себе историческую ценность. Надеюсь, и читателю было интересно узнать о них.