Найти в Дзене
Пикабу

Бабка

Так, казалось бы, пренебрежительно, мы с матерью называли ее в последние годы жизни. "Ну, как там бабка?"- был дежурный вопрос. На деле же, это был фантастический человек, подаривший мне детство. Наша дама родилась 1 августа 1935. Довоенного выпуска. Жизнь была нелегкая, отец погиб ровно за месяц до дня Победы, впоследствии вспоминала, как ее мать, чуть ли не единственная, плакала на параде Победы. Бабуленька воспитала троих детей фактически в одно лицо, работая инженером. При этом она великолепно шила, шила, чтобы выжить, на заказ, ночами, без отдыха - детей нужно было кормить. Звук работающей машинки с механическим ножным приводом - аккомпанемент моего детства. Имея проблемы с сердцем с молодости, к последнему пути она начала готовиться с пятидесяти лет, - спойлер: ооочень заблаговременно. Ежегодно, когда я приезжала на лето, она демонстрировала мне свое "приданое" на смерть. Рассказывала как, что, куда, зачем. Умерла она в 89, хоронила ее не я, знания не пригодились. Ее нет год, одн

Так, казалось бы, пренебрежительно, мы с матерью называли ее в последние годы жизни. "Ну, как там бабка?"- был дежурный вопрос.

На деле же, это был фантастический человек, подаривший мне детство.

Наша дама родилась 1 августа 1935. Довоенного выпуска. Жизнь была нелегкая, отец погиб ровно за месяц до дня Победы, впоследствии вспоминала, как ее мать, чуть ли не единственная, плакала на параде Победы.

Бабуленька воспитала троих детей фактически в одно лицо, работая инженером. При этом она великолепно шила, шила, чтобы выжить, на заказ, ночами, без отдыха - детей нужно было кормить. Звук работающей машинки с механическим ножным приводом - аккомпанемент моего детства.

Имея проблемы с сердцем с молодости, к последнему пути она начала готовиться с пятидесяти лет, - спойлер: ооочень заблаговременно. Ежегодно, когда я приезжала на лето, она демонстрировала мне свое "приданое" на смерть. Рассказывала как, что, куда, зачем. Умерла она в 89, хоронила ее не я, знания не пригодились.

Ее нет год, однако, есть забавные истории из моего детства, которые со мной, надеюсь, навсегда.

1) Народные рецепты. Она их обожала. Лет с 6, в течение 2 первых летних недель у бабули, стабильно, на завтрак ждал меня овсяный кисель. "Для печени", - говорила бабуленька. Было не шибко вкусно, но сопротивляться ее решительно настроенному оздоровительному напору совершенно бесполезно. Видимо, что-то она знала о моем будущем, раз так упорно каждое лето лечила мне печень, без особых на то причин.

В детстве я страдала частыми носовыми кровотечениями, она решила взяться и за это. Нашла рецепт: сок свеклы с медом. Капала мне два раза в день в нос. Щипало жутко, но я не сопротивлялась, ибо поезд на полном ходу не затормозить. Однажды бабуленька капнула эту жижу в нос себе, эксперимента ради. Шипела, плевалась, но больше мой нос не трогала.

2) Народный фольклор. Преимущественно, матерный. Рассказывался мне тоже в детском возрасте. Бережно хранится годами.

"-Ты куда меня ведешь, шапка каракулева?

- Я *бать тебя веду, тюбетейка х*ева" - помнят даже мои подружки по школе. Халда, охальница-ругательства моего детства и юности. Кота моего она звала коротко: Сукарна. Однако, с тем же котом она ездила в поезде через всю страну, была такая необходимость.

3) Пироги. Нет. ПИРОГИ. Она всегда делала превосходную выпечку, несмотря на газовую плиту, не лучшую муку. С мясом, зеленью, с любовью, вареньем, - с чем угодно. Не есть было невозможно. Вкусно, никто не заставлял:)

4) Сериалы. Просмотр ею сериалов был отдельной песней. Неважно, что сюжет был откровенно плох, неважно, что игра актеров не была великолепна, бабка неизменно охала и хваталась за сердце. Она верила каждому слову с экрана, несмотря на общую неправдоподобность происходящего. Я, мелкая, хохотала.

5) Шулерство. Она могла обыграть в карты любого. Абсолютно. Помню, играли втроем: мама, бабушка, я (кобыла лет 15ти). У мамы осталась девятка и валет, у Ба-валет и девятка подходящих мастей. Маман ходит девяткой, Ба отбила валетом, Ма кидает валета, Ба сует под него девятку той же масти-маман не понимает, что произошло, как она проиграла, мы с бабуленькой ржали как лошади. Секрет сдали через полчаса только, не меньше.

6) Церковь. Она верила. Значит, я тоже верила. Периодически нам предстоял путь до церкви, около 2-3 км, непостижимая даль для детских лапок. Когда я выросла, Ба часто вспоминала, как хорошо я кланялась и крестилась в церкви.

7) Развлечения. Помню, я сильно хотела поймать рыбок в речке. Пару раз мы ходили на местную речку-говнотечку с сачком, пытались что-то поймать из мальков, каждый раз они, махнув хвостиком, уплывали. Но было весело.

8) Дракон. Спала она тоже с душой, весело похрапывая, но чрезвычайно чутко. Как дракон, охраняющий молодильное яблоко. Так мы и звали ее: Дракон.

Окружающим она давала прекрасные жизненные советы. Они, и правда, были хороши и адекватны. Привечала всех.

Мелкая я интересовалась темой смерти и вечности. Она смеялась, обещала присниться, как умрет. Когда мы ругались с ней, она ворчала: "умру-не вздумайте плакать обо мне".

Приснилась только спустя год. Не плакать не получается.

Спасибо, Александра Анисимовна, мой замечательный Дракон, за мое счастливое детство.

Вечная память.