Мы снова поехали в Новый Иерусалим, примерно раз в год у нас так складывается.
Нам очень нравится выставочное пространство в Новом Иерусалиме, оно как-то притягивает к себе.
В этот раз мы взяли единый билет на все выставки, но почти сразу решили, что больше двух не осилим. Искусство надо впитывать без суеты. Если переборщить, останется усталость, а впечатления пропадут.
На выходе нас встретила уличная композиция с грачами Николая Полисского и мастерской «Никола-Ленивецкие промыслы», и мы сразу настроились на нужный лад.
Главной была выставка «Саврасов и тишина».
Саврасова мы все помним еще со школы, наверное каждый писал сочинение по картине «Грачи прилетели»?
Честно говоря, раньше я не увлекалась его творчеством. Поэтому перед поездкой захотелось подготовиться, посмотрели фильм, почитали биографию. И довольно быстро стало ясно, за одной известной картиной скрывается человек очень сложной и во многом трагической судьбы.
Саврасов родился в Москве, в купеческой семье. Рисовать начал рано, учиться пошел вопреки воле отца. Уже в 24 года стал академиком, можете такое себе представить? Карьера складывалась успешно, его работы покупал Павел Третьяков.
Художник много путешествовал, преподавал, воспитывал учеников. Среди них — Левитан, Коровин, Нестеров. Левитан потом скажет о нем: «Он создал русский пейзаж».
Саврасов был огромного роста, широкого сложения. Лицо покрывали следы от оспы. Очень добрые карие глаза. И что странно, он тихо говорил и был застенчив. Он не спорил и никогда не повышал голос.
В середине XIX века художники писали природу как фон. И уезжали за прекрасными видами в Италию и Швейцарию. Алексей Саврасов сделал свой выбор, он поставил в центр внимания русскую землю. Обычную, но такую родную, раннюю весну, белый снег, туман, пустые поля.
В его картинах нет событий, а есть состояние души.
Он говорил:
В пейзаже прежде всего надо уметь писать воздух.
И действительно, во многих его работах главным становятся не предметы, а пространство между предметами, свет и тишина.
Кульминацией творчества стала картина «Грачи прилетели», показанная в 1871 году на первой выставке Передвижников. Ее сразу купил Третьяков, повторение заказала императрица Мария Александровна. Всего существует не менее шести авторских вариантов этой работы. Первый по сей день хранится в Третьяковской галерее.
Картина, выполненная для императрицы Марии Александровны, уехала на выставку Вену, сейчас ее местонахождение неизвестно. Два варианта экспонируются на этой выставке. Одну картину предоставил Русский музей,
вторую - музей Нижегородского Кремля.
Еще одна картина находится в Национальном художественном музее Республики Беларусь, и одна картина - в частной коллекции.
Важно знать, что в том же 1871 году у Саврасова умерла новорождённая дочь. Поэтому эта весна у него была не радостная, а почти болезненная. В дальнейшем жизнь художника все больше будет напоминать борьбу. Смерти детей, ухудшение здоровья, бедность, алкогольная зависимость, разрыв с семьей, увольнение из Училища. Его творчество становится неровным, иногда тяжелым, но именно в поздних работах появляется особая тишина.
На выставке мне особенно захотелось остановиться у картин: «Лунная ночь в деревне»,
«Домик в провинции. Весна»,
«Зима», «Зимний пейзаж»,
в которых есть ощущение жизни. И совершенно неожиданно зацепил «Кремль. Иллюминация»,
работа, открывающая Саврасова с другой стороны. Здесь городской, светящийся, почти праздничный, будто он на мгновение позволил себе выдохнуть.
Экспозиция выстроена очень деликатно. Приглушенный свет, есть паузы между работами. В начале звучит странная музыка, сначала кажется, что она идеально подходит, потом начинает немного утомлять, а потом мы так увлеклись картинами, что просто перестали ее замечать.
Радует, что рядом с Саврасовым высталены работы Куинджи,
Левитана, Крыжицкого,
Клодта.
И художники, о которых я раньше почти не слышала. Картина Николая Дубовского «Притихло», здесь тоже тишина, но перед бурей. Таких картин на выставке тоже две. Заказывали, а художники писали повторы.
«Зимний пейзаж» Степана Колесникова, здесь есть какая-то мощь и сила русской природы, внутреннее достоинство.
Есть и современные инсталляции,
и видеоарт, они отлично вписываются и не мешают восприятию.
А перед самым уходом внимание привлекла пожилая дама с палочками для скандинавской ходьбы. Маленькая, собранная, очень сосредоточенная.
Пока многие лежат на диване и «отходят от праздников», этот человек идет в музей, смотрит, думает и развивается. Как бы ни было трудно физически, все равно идет. Невозможно было не восхититься. Трогательное завершение выставки получилось.
Вторая выставка, на которую мы пошли, была посвящена лаковой миниатюре — Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино. Хорошо, что мы оставили ее на потом, после тишины Саврасова она воспринимается отлично. Думаю, что скоро порадую вас красотой с этой выставки.
Здесь всегда проходит несколько интересных выставок. В прошлый раз мы пришли к открытию выставки Зорикто и случайно встретили самого художника — об этом я уже писала.
И побывали в удивительном Ново-Иерусалимском монастыре.
Приятный город, приятное место, сюда хочется возвращаться.
Если соберетесь, то актуальное расписание и стоимость билетов лучше уточнять на официальном сайте музея «Новый Иерусалим»
#саврасов #алексей саврасов #саврасов картины #саврасов грачи #саврасов художник #алексей саврасов грачи прилетели #русские саврасов #саврасов и тишина #сколько картин грачи прилетели #саврасов выставка иерусалим #саврасов выставка отзывы #саврасов произведения #саврасов и тишина выставка #выставка саврасова в новом #показать картины саврасова #саврасов пейзаж картины