Найти в Дзене
Всегда так не было

Павел Пестель - снова герой нашего времени

Завершая свой небольшой цикл статей о Пестеле, хочется привести несколько его цитат касательно военных поселений и солдатских детей. Военные поселения были нововведением царя-"реформатора" Александра I, призванным снизить затраты казны на снабжение армии фуражом и продовольствием - как водится, засчёт усиления эксплуатации крестьян. "Одна мысль о военных поселениях, прежним правительством заводимых, наполняет каждую благомыслящую душу терзанием и ужасом. Сколько пало невинных жертв для пресыщения того неслыханного зловластия, которое с яростью мучило несчастные селения для сего заведения отданные!..." Никакое правительство не может никогда право иметь отделить от общей массы народа часть оного с тем, чтобы на сию часть возложить за исключением остальных самую тягостнейшую и жесточайшую повинность, какова есть военная. Как можно до такой степени все чувства совести и справедливости отвергнуть, чтобы навеки некоторые семейства назначить для войны со всеми их детьми, внуками и вообще пот
Павел Пестель пишет "Русскую Правду". Картина неизвестного художника.
Павел Пестель пишет "Русскую Правду". Картина неизвестного художника.

Завершая свой небольшой цикл статей о Пестеле, хочется привести несколько его цитат касательно военных поселений и солдатских детей. Военные поселения были нововведением царя-"реформатора" Александра I, призванным снизить затраты казны на снабжение армии фуражом и продовольствием - как водится, засчёт усиления эксплуатации крестьян.

"Одна мысль о военных поселениях, прежним правительством заводимых, наполняет каждую благомыслящую душу терзанием и ужасом. Сколько пало невинных жертв для пресыщения того неслыханного зловластия, которое с яростью мучило несчастные селения для сего заведения отданные!..."

Осуждение военных поселений было общим среди прогрессивного дворянства. Владимир Раевский на иллюстрации из книги "1825. Заговор" издательства "Прогресс", г. Москва, 1990 год. Художник В.Г. Алексеев
Осуждение военных поселений было общим среди прогрессивного дворянства. Владимир Раевский на иллюстрации из книги "1825. Заговор" издательства "Прогресс", г. Москва, 1990 год. Художник В.Г. Алексеев

Никакое правительство не может никогда право иметь отделить от общей массы народа часть оного с тем, чтобы на сию часть возложить за исключением остальных самую тягостнейшую и жесточайшую повинность, какова есть военная. Как можно до такой степени все чувства совести и справедливости отвергнуть, чтобы навеки некоторые семейства назначить для войны со всеми их детьми, внуками и вообще потомством? И на сии семейства возложить исключительно повинность военной службы и пролитие крови за народ, коего они знают только потому, что за него всегда готовыми быть должны терять всех своих детей, сих драгоценнейших предметов любви и нежности".

Мысль 200-летней давности снова выглядит неожиданно свежо и прогрессивно. Поразительно, что Пестель и декабристы даже с высоты своих дворянских привилегий могли разглядеть в забитых и бессловесных крестьянах равноправных людей. А сегодня подобное недоступно многим людям, гораздо ближе стоящим друг к другу на социальной лестнице.

"Разве военные поселяне не такие же чувства имеют? Разве они не также граждане нашего Отечества? Разве они не те же права имеют на благоденствие, как и прочие россияне? Разве прочие россияне не те же имеют обязанности к Отечеству как и они? И разве защита Отечества не есть священная обязанность для всех и каждого? И потому ясным образом из сего можно вывести заключение, что военные поселения суть самая жесточайшая несправедливость, какую только разъярённое зловластие выдумать могло. ...одна из первейших обязанностей Временного Верховного Правления состоит в уничтожении военных поселений и в освобождении от ужасного сего ига всех селений, ныне к оным принадлежащих".

Опять равенство: "такие же чувства", "равные права", "равные обязанности". Действительно, сколь противно это было идеологии царизма XIX века, столь противно идеологии современных передовых капиталистических держав - где миллионеры, их родственники и слуги уже давно не видят у окружающих ни чувств, ни прав. Любопытно наблюдать как за 200 лет капитализм идеологически переродился буквально в то, с чем боролся на заре своего становления.

О солдатских детях Пестель пишет следующее:

"Дети солдат обязаны ныне поступать в военную службу, подлежа подобно отцам своим двадцатипятилетнему сроку, и будучи от родителей насильно в военносиротские отделения отбираемы немедленно по достижении семи лет от рождения. Сие право разлучать детей от родителей, навеки их друг от друга отделить и всех детей сих в войско помещать на двадцатипятилетнее служение, начиная сей счёт с восемнадцатого года рождения каждого, основывало прежнее правительство на том, что оно выдаёт родителям на каждого кантониста половинный паёк, пока он при родителях находится, полагая что сим количеством муки оно у отца и матери откупает всякое право на сына и на сего последнего неизбежную налагает кабалу. Таковое распоряжение доказывает ясно, что прежнее правительство смотрело на россиян, как на собственность свою, считало только их количество, и взирало только на пользу, которую от их сил и трудов для себя извлечь могло... Всё сие доказывает, что россияне были доныне несчастными жертвами зловластия прежнего правительства и безжалостной, безрассудной, бессовестной корысти дворянского сословия".

Вновь поразительное сходство с днём сегодняшним. Чем больше муки сконцентрировано в руках одного и чем меньше её у всех остальных - тем легче первому покупать себе самоё жизнь этих остальных. Сначала наплоди нищеты, а потом скупай её оптом за мелкий кошт для любых нужд - в том числе и в качестве "пушечного мяса" для войны. К сожалению, изжить эту практику человечество пока не смогло.

Павел Иванович Пестель являет собой прекрасный пример человека по-настоящему благородного и гуманного - и не только для себя и своих родственников, но и для всех своих соотечественников. Будучи боевым офицером, заслуженным ветераном Отечественной войны, он выбрал путь не сытого мещанского "счастья", а путь борьбы за счастье подлинное - счастье жить свободным человеком среди свободных людей.

Он и его товарищи сделали первые шаги на пути уничтожения в России рабства и угнетения человека человеком, торжества равноправия людей и завоевания всех тех свобод, коими народ России пользуется до сих пор. Пусть свободы эти и убывают день ото дня, и будущее их туманно. Но заслугу Пестеля на пути обретения этих свобод вычеркнуть уже не получится. До тех пор пока классу угнетённых нужны будут герои, Пестель будет примером такого героя.

________________________________________

Полезные ссылки:

1. Сайт о декабристах

2. Восстание декабристов. Документы. Том VII. Госполитиздат, Москва, 1958(цитирование "Русской Правды" производится по этому изданию)

3. Комикс о декабристах.

Статьи цикла:

1. Часть первая

2. Часть вторая

3. Часть третья

4. Часть четвёртая

5. Часть пятая

6. Часть шестая