Найти в Дзене
Умвельт

Гений Чайковского.

Размышляла о гении Чайковского и о его бессмертном произведении.
В оркестровой музыке я не разбираюсь, но я пыталась понаблюдать за пианистами, которые играют на клавишных инструментах. Начинается действо волнообразно в середине клавиатуры фортепиано, и чем ближе подступает кульминация, тем размах рук становится шире и приближается к краям «полюсов».
В этих волнах мне представляется весь трагизм жизни. А точнее дуальности мира. Словно человек бегает от края до края, обнаруживая свои ограничения, как волна разливаясь по берегу. Если внимательно послушать пиковый момент, в который Чайковский вложил всю душу и, как говорят, «коснулся небес» - это прыжки в самые крайние точки - состояния человека до куда он может эмоционально дотянуться. Познать чувственно. Нижние ноты приземляют, а верхние возносят. Этот размах ощущается контрастно. Ты можешь почувствовать всем собой боль, ужас и страх и тут же «добежать» до радости, любви и воодушевления. Мы пребываем в мире, где существуют свет и тьма.

Размышляла о гении Чайковского и о его бессмертном произведении.
В оркестровой музыке я не разбираюсь, но я пыталась понаблюдать за пианистами, которые играют на клавишных инструментах.

Начинается действо волнообразно в середине клавиатуры фортепиано, и чем ближе подступает кульминация, тем размах рук становится шире и приближается к краям «полюсов».
В этих волнах мне представляется весь трагизм жизни. А точнее дуальности мира. Словно человек бегает от края до края, обнаруживая свои ограничения, как волна разливаясь по берегу.

Если внимательно послушать пиковый момент, в который Чайковский вложил всю душу и, как говорят, «коснулся небес» - это прыжки в самые крайние точки - состояния человека до куда он может эмоционально дотянуться. Познать чувственно.

Нижние ноты приземляют, а верхние возносят. Этот размах ощущается контрастно. Ты можешь почувствовать всем собой боль, ужас и страх и тут же «добежать» до радости, любви и воодушевления.

Мы пребываем в мире, где существуют свет и тьма. Что первичнее - неразгаданная многовековая загадка. Если их соединить (хотя они взаимоисключают друг друга и взаимодополняют) получится некий Абсолют.

Эта попытка прикосновения к Абсолюту случается в тот самый пиковый момент. Если вы посмотрите видео пианистов, то заметите, что когда звучат самые высокие резкие ноты - одновременно существуют и низкие, переливаясь и давая им возможность проявиться ярче на контрасте. А когда звучат плотно низкие - переливаются высокие ноты, создавая фоновую подложку.

На мой взгляд, их максимальное приближение к друг другу - это и есть ключ к гениальности композитора. Смешение и соединение дуальности приближает нас к идее Абсолюта.

Материальный мир не предполагает таких экспериментов. А искусство может попытаться приблизиться.

Чтобы добыть такие сочетания (нот, скорости, очередности движений) нужно познакомиться со своим внутренним инструментом. Узнать о полутонах. А значит что-то пережить. Эти внутренние «клавиши» и сочетания нельзя обнаружить самостоятельно. Нужно срезонировать. С кем-то или чем-то.
Тогда этот диапазон и рисунок становится видимым.
Ощущать свой диапазон - это труд. Душевная растяжка. У каждого она своя.

Кому-то достаточно быть в спокойной гавани умеренных нот. Кто-то пойдет дальше, ощущая нужду в более ярком ощущении чувств и расширении территорий, а кому-то предстоит добегать до крайних точек и тем самым дарить и себе и другим воспоминание о том, что такое прикосновение к Абсолюту, соединяя в себе несоединимое.

Похоже к последним и относится Пётр Ильич Чайковский.

Иллюстрация от пользователя smacdaddy (Scott MacInnis)
Иллюстрация от пользователя smacdaddy (Scott MacInnis)