Такие погребальные сооружения на территории нашей страны не встречаются, поэтому переводят их название, кто во что горазд. По-английски это Court tomb или Court cairn. В русскоязычной литературе закрепилось название «придворная гробница». Странно звучит это словосочетание, применительно к неолиту, и особенно — к постройкам, которые возводили члены эгалитарного общества. То, что мы знаем достоверно об этом народе — все были равны и при жизни, и в смерти, чем они радикально отличались от строителей коридорных гробниц.
Разумеется, придворная гробница ничем не напоминает дворец. Просто у неё есть дворик, который по-английски называется «court». Такой перевод тоже имеет хождение, правда, ограниченное, но он корректный и точный. Этот дворик, образованный ортостатами — плитами, поставленными вертикально, имел овальную или круглую форму, от полуоткрытого фасада до замкнутого пространства, в которое снаружи попадали через узкую дверь-портал. Напротив входа или строго по центру фасада располагался вход в гробницу. Чаще всего речь шла о погребальной галерее из двух камер, расположенных последовательно вдоль оси гробницы, реже их было больше. Одну от другой отделяла своеобразная «дверная колода», сложенная из каменных плит. Крышу образовывали плиты, установленные с небольшим наклоном изнутри наружу. Перекрытие держится за счёт взаимного упора прилегающих плит и благодаря насыпи, не позволявшей плитам опрокинуться. В пределе это ранняя форма реализации принципа консольного напуска. В коридорных гробницах строители пользовались другим техническим решением — ложным сводом или ограничивали внутреннее пространство погребальных камер размерами плит, имевшихся в наличии. Перекрытия гробниц с двориками были не так устойчивы, как ложные своды, и сохранились только частично и не у всех памятников этого типа, так что погребальные камеры крыши теперь не имеют. Но и во время использования насыпи делали только чтобы подпереть стены и уравновесить консоли, по бокам, но не сверху.
У подавляющего большинства придворных гробниц двор один, в самой широкой части. Встречаются также гробницы с двумя двориками, расположенными на противоположных сторонах гробницы, и с двориками в середине — тогда вдоль оси две системы камер, расположенных друг напротив друга по противоположным сторонам дворика, а также два дворика на противоположных сторонах насыпи и, соответственно, две погребальных галереи В качестве редких вариантов заслуживают упоминания дальние камеры в форме креста и дополнительные, устроенные в отсыпке. Считается, что только некоторые гробницы имели мощение как в погребальных галереях, так и во дворике. Однако, по непонятному стечению обстоятельств только те придворные гробницы, которые оказались на торфяниках и вросли в мох, имеют облагороженные полы, как на полях Кейды, например. Скорее всего, мощение было широко распространено, но в последующие эпохи подогнанные плоские плитки умыкнули для своих нужд местные жители. Насыпи тоже разворованы ещё в железном веке на постройку изгородей, но многотонные ортостаты как стояли, так и стоят.
Гробницы с двориками, как правило, сориентированы входом на восток-северо-восток — таких 80%. Все остальные не имеют стабильной привязки к странам света.
Теперь о том, кого и как хоронили в этих сооружениях. Как и в портальных и коридорных гробницах, в гробницах с двориками встречаются и кремированные, и не сожжённые останки, и переносили их в костницу не сразу, сначала держали где-то длительное время — это общая традиция неолита Британских островов. Примечательно, что далеко не во всех придворных гробницах они вообще были найдены, и только в отдельных — в заметном количестве. Например, в Одлистауне в графстве Доун останки 11 человек были кремированы, 22 человека погребены не сожжёнными, в Креггиндевски в графсте Тирон найдены останки 21 человека, причём все кремированы, 14 — в самой гробнице, 7 — во дворике. Во придворных гробницах хоронили как мужчин, так и женщин и детей, но мужчин всё-таки больше.
Погребальный инвентарь был скромным и напоминал находки в культурном слое поселений — круглодонная керамика, как с ребром, так и без такового, и в ассортименте наконечники стрел.
А насколько распространены были эти гробницы с двориками? Вообще-то, по частоте встречаемости это вторая группа — уступают только галерейным гробницам энеолита и ранней бронзы. Галерейных гробниц известно 582, придворных — 429, коридорных (к которым относится НьюГрендж) — 231, а портальных — 219. Примечательно, что строили их к северу от воображаемой линии Буррен — полуостров Куэли (действие драматических событий «Похищение быка из Куильне» происходило именно там, фонетика сильно изменилась), за пределами встречаются единичные памятники этого типа. В отличие от коридорных и портальных гробниц, придворные всегда были частью обитаемого ландшафта, не сакрального — подобно тому, как церкви и смиренные кладбища стали нераздельными спутниками деревень и поместий Британии. По всей видимости, каждая община возводила собственную гробницу, и хоронили в ней только своих.
В русскоязычной литературе до сих пор встречаются утверждения о том, что придворные гробницы — самые старые, и от них происходят остальные, вершиной эволюции которых являются коридорные. Новые данные датировки по радиоуглероду и, самое главное, открытие поселений неолитических земледельцев в последние 50 лет, заставили исследователей отказаться от этой версии. В Ирландии параллельно существовало три похоронных ритуала: захоронение в портальной гробнице — изначально юг Ирландии, в гробнице с двориком — север и отчасти запад, и коридорная гробница — центр, особенно долина реки Бойн, вплоть до её истоков. Коридорные гробницы действительно возводили общины, в которых выделялась богатая правящая верхушка, но это не было ни правилом, ни тенденцией: остальные мегалитические конструкции строили земледельцы, не разделённые на сословия, во всяком случае по достатку. Это против правил, установленных марксистской историей, но — как есть.
По всей видимости, в Ирландию прибыло три волны миграции, и строители придворных гробниц — одна из них. Поселенцы, скорее всего, отличались устройством общества, но не имели различий в представлениях о нездешнем — разница была только в том, что некоторые члены общества у «коридорников» были равнее других, а у всех остальных — нет. Хотя культуры были различны, они не были полностью изолированы: в некоторых придворных гробницах встречаются петроглифы - достаточно грубые копии того, что украшает камеры коридорных гробниц, а в одной из гробниц Карроукил перед входом имеется дворик. Культурный обмен был не широким потоком, а пересыхающим ручейком.
Теперь о последовательности событий. Ближайшие аналоги гробниц с двориками встречаются в Южной Англии (группа могильников Котсволд-Северн) и в Шотландии. Хронологически, шотландские старше: культура Клайд-Карлинфорд предваряет первые следы проникновения неолитических земледельцев в Ирландию примерно на сто лет. Так или иначе, именно из долины Клайда носители идеи принесли свои представления о заупокойном храме на юг и на запад, через море. Котсволд-Севернские гробницы утратили дворики в пользу не перекрытых коридоров ко входу в погребальную галерею по центру, а в Ирландии ортостаты стали пониже, зато вариантов планировки — множество.
Первые гробницы с двориками появились приблизительно 3750-3700 годах до новой эры, причём, строительство было массовым. Одновременно возводили большие прямоугольные дома, благоустраивали пастбища и пажити и обносили их каменными стенками. Захоронения в гробницах с двориками продолжалось порядка ста лет, затем только от случая к случаю, и окончательно традиция угасла к 2900 году. Именно тогда все эти памятники были заброшены, и снова их посещали и использовали уже в эпоху владычества культуры колоколовидных кубков.
Судьбы некоторых придворных гробниц заслуживают отдельного разговора. Что точно происходило в тесных двориках у входа в погребальную галерею, неизвестно.