Удивительно, но за семейным обедом 1 января 2025 года в мою голову пришло осознание того факта, что 1 апреля 2025 года моему деду Ивану Андреевичу Овсянникову исполнится 100 лет. Целый век. Жаль, что его жизненный путь прервался ещё 7 марта 2010 года, но даже посмертно век с рождения – это серьёзный юбилей. А к юбилею нужны подарки… Человеку, живущему в нашей памяти, можно подарить лишь память. Освежить её. Можно написать о нем свои воспоминания, можно посвятить ему что-то хорошее и нужное, можно многое… Но мой Дед, будучи образованным человеком, учителем, упростил мне задачу, оставив своим детям и внукам несколько тетрадок своих воспоминаний, начатых в 2004 году и написанных от руки хорошо понятным почерком. Моя задача лишь обернуть их в информационно-исторический фон и иллюстрировать. Чем и займусь.
Третья тетрадка, 3 том воспоминаний, последний. Продолжаем читать.
Вот наконец Дед приехал в город, который станет для него и моего отца родным. А для меня этот город место где я родился, Родина, или как в песне поётся - то, с чего она начинается. Не все у Деда получалось, городским становиться непросто. Но удача на стороне упорных. Дед пишет:
«…Город Щёкино*, Тульская область. Город шахтёров, образовавшийся в 1938 году из деревни Новая Колпна. Через него проходят две магистрали: железнодорожная, связывающая Москву с южными городами, и шоссейная Москва – Симферополь. В то время в городе было около полутора десятка двухэтажных домов и дощатые бараки**. Шло строительство частного сектора. Барак, в котором мы разместились, находился где сейчас здание Первой поликлиники городской больницы. Барак рассчитан на восемь семей и имел три входа, два с торцов и с центра. Каждая квартира начиналась с прихожей и тут же кухней с печкой-лежанкой, а потом комната около 18 квадратных метров, где мы размещались девять человек, притом два грудных ребёнка.
С продуктами было тяжело, в особенности с хлебом***. В основном хлеб завозили в магазины с утра и часть оставляли на вечер. К открытию магазина уже собиралась толпа народа до трехсот человек и при открытии магазина в него врывалась огромная масса, устремлённая к полкам с хлебом. Раздавался шум, писк, крик, давили друг на друга, не признавая никого и ничего. При огромной массе становилось трудно дышать, некоторые не выдерживали, падали в обморок. А хлеба давали по одной буханке. После уборки нового урожая, положение с хлебом улучшилось, но очереди все равно были. Жена моя была разочарована и жалела, что мы переехали в город. В деревне ведь как, заготовил продукты с осени и припеваючи живи до следующей, а в городе ходи по магазинам каждый день, и то не все можешь купить. Иногда она приходила домой со слезами.
Питаться мы решили совместно с родственниками, чтобы лишний раз не топить печку-лежанку. Кроме экономии топлива решался вопрос с посудой, которой у нас не было. Наш дядя Ваня, у которого мы поселились, собирался к концу июля месяца переехать в свой дом. За месяц совместного питания его жена Екатерина, ярая спекулянтка, содрала с нас 300 рублей и велосипед новый, стоимостью 780 рублей. А после долгое время считала, что мы ей остались должны. Если в то время считать магазинные цены, то они были невысокими: хлеб 8 копеек килограмм, булочки от 3 до 5 копеек, батон 10 – 12 копеек, пшено от 12 до 15 копеек за килограмм, колбасные изделия от 6 до 10 рублей за килограмм.
Жить в бараке–клоповнике пришлось мало, мы купили хибарку у сторожа-истопника городской больницы, пристроенную к кухне больницы. К хибаре были приделаны коридор и сарай, а внутри самой погреб и плита. Это место было, где сейчас находится котельная на улице Школьной. Истратив деньги на эту покупку, нужно было срочно находить работу. Учительская работа не предвиделась, но обещали к сентябрю что-то придумать. Я ждать не стал и устроился в школу ФЗО №9 дежурным комендантом. Проработал полмесяца там, нашёл другую работу в Тресте «Шахтспецстрой» - должность хоздесятника****. В мои обязанности входило: снабжать участок, строивший шахты техническим оборудованием, стройматериалами, инструментами и заведовать кладовой. Все время приходилось быть в движении. В одном месте выписывать и получать, в другое завозить, а иногда несколько раз приходилось кататься туда и сюда.
Наступил сентябрь месяц. Мою жену приняли на работу в Мясоедовскую начальную школу учителем начальных классов. Её была вторая смена, с 13 часов. Вопрос встал об устройстве детей в садик и ясли. Тогда было легко и я их оформил за одну неделю. Садик и ясли были дневного пребывания и в одном помещении. Возраст детей в то время был Жени 3 года 7 месяцев, Гены 1 год 3 месяца. Сначала все шло хорошо, мы вовремя приводили и забирали детей, но с наступлением дождей и осенним похолоданием возникли затруднения.…»
Примечания:
* Щёкино, посёлок при железнодорожной станции, с 10 декабря 1932 года административный центр Щёкинского района, с 1 июля 1934 года рабочий посёлок, с 27 ноября 1938 года город. В основном город шахтёров (более десятка шахт в окрестностях) Подмосковного угольного бассейна. Имелись кирпичный завод и завод «Кислотоупор», выпускавший керамические трубы, фасонину и футеровочный камень для химического производства, металлургии, энергетики и пищевой промышленности. Во время Великой Отечественной войны был в оккупации с 28 октября по 17 декабря 1941 года. Численность населения в 1950 году более 30 тысяч человек.
** Дома и бараки Щёкино, до Великой Отечественной войны в городе было около тысячи строений (жилых, общественных и производственных), через пять лет после войны наверняка было не меньше. Дед скорее всего имеет в виду многоэтажные и многоквартирные жилые дома, не считая частный сектор и шахтёрские посёлки на окраинах, ещё не ставшие частью города.
*** Перебои в снабжении хлебом, действительно, в конце 4 пятилетки (1946-1950) и в начале 5 пятилетки (1951-1955) возникли проблемы с продовольственным снабжением страны, вызванные в основном проблемами в снабжении (накоплении и хранении продуктов) на местах, перетоком сельского населения в города (для их восстановления после войны и работы на новых производствах) и неурожайными 1951-1953 годами.
**** Десятник на шахте, первичный руководитель (горный мастер) или узкий специалист по направлению деятельности с правами руководителя. Дед описал свои обязанности, стоит лишь добавить, что шахтное хозяйство включало не только подземную часть, а ещё много чего на поверхности земли. Шахтёрские посёлки и их инфраструктура тоже были в зоне ответственности шахты.
Для справки: В описываемый Дедом период своей жизни в 1950 году в СССР произошло много разных событий. Основные из них:
3 июля 1950 года окончено строительство железнодорожной линии Кожва - Воркута протяжённостью 462 километра и построенной с привлечением заключённых;
1 августа 1950 года СССР прекратил бойкот заседаний Совета Безопасности ООН. В отсутствии советского представителя были созданы миротворческие силы ООН и принято решение об их отправке в помощь правительству Южной Кореи;
21 августа 1950 года опубликовано Постановление Совмина СССР о начале строительства Куйбышевской ГЭС на Волге;
31 августа 1950 года опубликовано Постановление Совмина СССР о начале строительства Сталинградской ГЭС на Волге и мерах об орошении и обводнении районов Западного Прикаспия;
3 сентября 1950 года в газете «Правда» опубликована статья, посвящённая программе строительства крупных электростанций в СССР;
11 сентября 1950 года Совмин СССР принял Постановление о строительстве канала Амударья - Красноводск и об орошении и обводнении районов Восточного и Южного Прикаспия;
29 сентября 1950 года введён в работу Минский тракторный завод.
Продолжение следует. Подпишитесь на канал, чтобы узнать, что было дальше. Для развития канала можно оказать посильную финансовую помощь.