Традиция портретных золотых и серебряных монет была возобновлена именно при Николае II. Последний русский император, представитель дома Романовых был очень красив. Несомненно, его благородный профиль был достоин того, чтобы его запечатлели в металле.
При Николае II все золотые и серебряные монеты вновь стали портретными, в отличие от мелких денег, которые были предназначены для более низких слоев общества. Руки представителей неблагородных сословий не должны были касаться царского профиля.
В этот период времени нагрузка на Санкт-Петербургский монетный двор была столь велика, что правительство вынуждено было заключить контакты с монетными дворами других стран – Парижским, Брюссельским и даже Японским, где чеканили мелкие монеты номиналом в 10, 15 и 20 копеек. Для того, чтобы различия в монетах были минимальными, Петербургский монетный двор предоставлял свои партнерам маточники и штемпеля. По расхождениям на гурте можно было определить место чеканки монеты: одна звезда – Парижский монетный двор, две звезды – брюссельский.
На некоторых рублевиках, отпечатанных в1896 году в Париже, аверс и реверс располагались "вверх ногами" по направлению друг к другу. Это один их характерных признаков французских монет.
Что касается пробных монет, отчеканенных в Бельгии в 1897 году, две звезды, определяющие принадлежность рублей к бельгийскому монетному двору, оказались смазанными из-за технической неисправности оборудования. Эту особенность некоторые исследователи и нумизматы трактуют как изображение птиц.
Одними из самых редких монет того периода считаются русы. Эти пробные монеты достоинством в 5, 10 и 15 русов представляют большой интерес для коллекционеров и исследователей, поскольку на данный момент существует всего пять комплектов. Они были отчеканены в период между «александровской» и «николаевской» десятками, но тираж так и не был выпущен, поскольку Николай II монеты не одобрил.
Последние монеты последнего императора – царские десятки, последняя из которых была отчеканена в 1911 году. Официальные данные петербургского монетного двора отражали только количество отпущенных монет, но никак не отчеканенных. Соответственно, количество десяток, указанное в каталоге может не совпадать с количеством монет, которые находились в реальном обороте.
Монеты, которые были сделаны в 1911 году, встречаются достаточно часто. Но среди них довольно много фальшивых десяток.
Кроме того, что николаевская золотая десятка является одним из символов ушедшей эпохи, с ее историй связано множество тайн. Установлено, что штемпеля императорской монеты 1911 года были тайно вывезены с монетного двора. По одной из версий, они попали в руки адмирала Колчака, который впоследствии чеканил николаевские десятки.
Многие исследователи – нумизматы считают, что штемпеля использовались советским правительством для чеканки монет в период с 1925 по 1927 год. Население гораздо больше доверяло знакомым царским деньгам, чем советским денежным знакам.
Право на жизнь имеет и предположение о вывозе штемпелей за границу, где монеты чеканились в двадцатые годы.
На данный момент абсолютно точно известно, что кто-то до сих пор чеканит царские десятки, пользуясь поддельными штемпелями.