Ваня проводил незнакомца до большого дома старой застройки. Они вошли в квартиру на первом этаже. Незнакомец провёл Ивана в комнату, на стенах которой висели фотографии. Высокий мальчик в рубашке -косоворотке, широких брюках, заправленных в низкие сапожки , рядом с русоголовой девочкой в пышном платье , которая напряженно смотрит в объектив, как будто ждет , когда вылетит " птичка". Юноша в обнимку с другом -ровесником на фоне Первого Московского Медицинского института . А вот те же друзья в суровую годину на пороге военкомата . Девочка лет пяти , которая держит на руках большого плюшевого мишку ... Красивая женщина в платье с кружевным воротничком, с тяжелыми косами, уложенными " короной" . Девушка в джинсах и штормовке на фоне какой-то необычной горы.
Незнакомец кивнул на снимки : " Вот они, близкие люди...Я с ними фотографировался когда-то. А когда у меня появился " Фэд" , фотографировал их, моих любимых. Их всех ...давно нет на земле . Но я говорю с ними ...Часто говорю ".
Видимо, он хотел остаться наедине со своими воспоминаниями. И надо бы вежливо проститься и уйти , но что-то мешало Ване Викентьеву это сделать .
--Вам ведь , Иван, двадцать два ? --спросил его вдруг незнакомец .
--Да.
--Между нами многие годы ... Можно на " ты" ? .
--Конечно . Но как мне обращаться к Вам ?
Незнакомец помолчал, словно решая , как ему ответить.
--За границей я работал под именем Вадима Матвеевича Бологова , --наконец сказал он. --Могу представиться этим именем , так как секретная операция в Аргентине , к участию в которой был привлечен и я , давно перестала быть тайной. Можешь обращаться ко мне Вадим Матвеевич.
" Разведчик !" -- подумал Иван.
Мы знаем , что герой нашего повествования неплохо знал классическую литературу , увлекался поэзией ... Детективы он тоже читал . И встретить разведчика , который к тому же работал в Аргентине, где , как знал Ваня, после окончания Второй Мировой войны прятались многие нацисты , было очень интересно !
Он с нескрываемым восторгом посмотрел на Вадима Матвеевича .
Тот понимающе улыбнулся .
--Хочешь выслушать мою одиссею ?
--Очень хочу !
--Что ж тогда я заварю чай ... И у меня есть английские галеты .
--Сказочное угощение !
Вадим Матвеевич накрыл на стол и задумался . Потом посмотрел на своего гостя .
--Было это в далёком тридцать седьмом году, Ваня. Ходили как-то в мае по Москворецкой набережной ( где мы с тобой познакомились сегодня) два парня-студента. Два друга . Сергей и Марк . Как ты думаешь , о чем они разговаривали ?
--О предстоящей сессии , должно быть.
--Нет , Ваня , не о сессии они говорили .
Сергей Матвеевич ( читатель, конечно, его узнал ) задумался. И вновь услышал звонкий голос своего Марка : " Сережа , завтра комсомольское собрание . Потребуют публично отречься от папы , признать , что он " враг народа" . Я никогда , никогда не смогу этого сделать. А дальше --сценарий известен ...Исключат из комсомола и , возможно , выгонят из института ...Прошу , не защищай меня ! Не надо ! Плетью обуха не перешибёшь! Не подставляй себя! Пусть хоть один из нас станет врачом !" И услышал свой ответ : " Ты не можешь предать отца , а я не могу предать друга " .
Да, это было много лет назад, а Сергею Матвеевичу кажется , что всё случилось вчера. И он рассказывал своему случайному знакомому , который оказался внимательным слушателем , то, что не поверял никому и никогда : про детство , юность , про Марка , про свою любовь к Тасе.
Сергей Матвеевич не называл фамилий , и ловивший каждое его слово Ваня Викентьев не подозревал , что речь идёт о дедушке и бабушке Владлена, судьбу которых так мечтал узнать его товарищ. Он слушал рассказчика , и перед ним страница за страницей развёртывалась непростая , полная испытаний человеческая жизнь.
--Сергей всегда поступает достойно, --сказал Иван своему собеседнику. --Он единственный из студентов защитил Марка на комсомольском собрании. Узнав, что Таисия и Марк влюблены , он не стал мешать их счастью , а отошёл в сторону . Он сильный человек и настоящий друг.
Сергей Матвеевич с благодарностью посмотрел на Ивана и продолжил рассказ. Когда он заговорил о дочке своих друзей , голос его изменился , он говорил теперь мягко, бережно...
--Пойдем я покажу тебе портрет нашей Иринки, --сказал он Ивану . --Ей было шестнадцать тогда ...
И провёл его в другую комнату .
На стене висел портрет красивой девушки.
" Надо же..., --подумал Ваня. --А ведь эту картину когда-то рисовал дедушка. Его манера..."
На портрете была изображена красивая девушка лет шестнадцати. Темные волосы мягкими волнами падали на плечи. И глаза...Прекрасные голубые глаза...Нет , не голубые...И не синие...А какие -то ...морские. Вот такого цвета была освещённая солнцем морская вода в Циндао , куда маленького Ваню возили отдыхать папа и Айминь.
" Где-то я уже видел эти необычные глаза ", --подумал Иван.
--Портрет написал известный уральский художник Даниил Викентьев , --сказал Сергей Матвеевич . --Знаешь такого ?
--Знаю , --ответил Иван, решив не вдаваться в подробности . --Марк был знаком с художником ? И заказал ему портрет дочери ?
--Когда был написан этот портрет , Марка , к сожалению, уже не было среди живых. С живописцем был знаком Сергей. Но эта уже другая история...
Они вернулись в гостиную , и Сергей Матвеевич продолжил свой рассказ. Он поведал Ивану и о " деле врачей" , о самых трагических днях в судьбе своего друга ...
--Какой сильный человек ! --восхитился Ваня. --Накануне ареста, о котором он , скорее всего , догадывался... Не поддался панике! Отправил дочку в Свердловск , чтобы она не видела самого страшного...Поговорил с товарищем , продумал, каким образом защитить семью.
Сергей Матвеевич кивнул и продолжил свой рассказ.
--Сергей нашел способ вылечить Таисию? --с волнением спросил Ваня своего собеседника.
--К сожалению , нет . Ей могла бы помочь только пересадка костного мозга. А таких операций еще не делали. После смерти Таси остался Сергей в Праге один . Очень тосковал он по своей Тасеньке . Но жизнь продолжалась. И продолжалась работа в клинике . Через несколько месяцев служебная командировка заканчивалась. И Сергей решил, что, вернувшись на родину, непременно поедет на Урал к Ирине , чтобы стать ей опорой. Он понимал, что у юной дочки Таисии и Марка не было близких людей, кроме него.
--Да , я собирался в Свердловск , --продолжал Сергей , перейдя на местоимение первого лица. --Уже и билет на самолет купил. В последний день гулял по Вацлавской площади. Ко мне подошёл человек, заговорил по-русски , представился сотрудником комитета Госбезопасности Алексеем Мироновичем , удостоверение показал. И поведал мне вот что : " Сергей Матвеевич , не все фашисты ушли от возмездия . Мы разыскиваем Джерта Вебера, по прозвищу Мастак. Такое прозвище он получил в Освенциме ...Мастак издеваться и убивать. После окончания Второй мировой войны Джерт Вебер скрылся от Нюрнбергского трибунала. По нашим данным , он живет в Мендосе под именем Лукаса Коэна. Носит тёмные очки, чтобы не был заметен шрам под глазом ( Мастака ударил в лагере заключенный , который не выдержал его издевательств) . По этому шраму и надо опознать Вебера . Он часто посещает офтальмолога , у него прогрессирующая близорукость . Мы надеемся на Вашу помощь. "
" Но я знаю испанский только на бытовом уровне " , --возразил я.
" Вам и не надо его знать. Вы хорошо говорите по-немецки, этого достаточно. По легенде Вы --Вадим Матвеевич Бологов , советский врач , добровольно сотрудничавший с фашистами и работавший в немецком госпитале во время оккупации Пскова . Вы , как и Вебер, сумели скрыться от возмездия. Он должен довериться Вам. "
--Вот так я из Сергея Матвеевича Панкратова сделался Вадимом Матвеевичем Бологовым , Ваня. Был переправлен за границу , работал в офтальмологической клинике в Мендосе . Помог опознать Вебера , потом передо мной поставили другую задачу...И вернулся я в страну только через пять лет. Был награжден орденом Красной Звезды , трехкомнатную квартиру получил в Москве. Вот эту , где мы сейчас разговариваем. Не стал устаиваться , решил ехать на Казанский вокзал. За билетом в Свердловск. Очень мне хотелось поскорее обнять мою Иринку.
--Она жила в Свердловске ?
--Да. Закончила Уральский горный институт. С детства мечтала о геологии.
--И ... Вы увиделись с ней ?
--Дальше будет самое грустное , Ваня. Я уже собрался выходить, как пришел ко мне человек , которому , по долгу службы , положено всё знать. Алексей Миронович. Расспросил о планах . И сказал слова , страшнее которых я, прошедший через многие испытания, не слышал в жизни .
Сергей Матвеевич опустил голову на руки, замолчал .
Иван терпеливо ждал . Наконец его собеседник овладел собой и продолжил :
--Я узнал, что год назад, когда я еще был за границей , Ирины не стало.
И он рассказал Ивану то, что уже известно читателю.
" Может быть , Ирина --это мама Владика ? --с волнением подумал Иван. --Дослушаю рассказ до конца ".
--Вот оно как , Ваня, --снова заговорил его ночной собеседник. --Остался я в отчаянии и одиночестве . И больше всего на свете молил Судьбу о милосердии...О том , чтобы она послала мне того , кто бы во мне нуждался ! Но этого не произошло. Алексей Миронович опять предложил работу за границей . Согласился. Вернулся четыре года назад. Теперь я на пенсии. Живу один в этой большой квартире . Впрочем , нет, не один ...И он кивнул на фотографии . Мои любимые всегда рядом. Спасибо, что выслушал мою непростую исповедь.
--Сергей Матвеевич , как фамилия Вашего друга ?
--Левин. Марк Владленович Левин.
" Дедушка Владлена ! Марк --дедушка Владика ! --с волнением подумал Иван. --Но , может, всё же совпадение ? Ведь мама Владлена --Ирина Сергеевна ! "
--Его дочь Ирина Марковна Левина ?
--Ирина Сергеевна Левина . После ареста и смерти Марка я усыновил Ирину. Получая паспорт , она вернула фамилию отца. Но и меня обижать не захотела . Помнила детство. Я пришёл с войны, когда Иринке было пять лет. И помогал моим друзьям растить дочку. У Марка был врожденный порок сердца, любые физические нагрузки ему запрещены. В походы водил Иришу я , плавать и кататься на лыжах научил я. И она оставила себе отчество " Сергеевна" . Ирина Сергеевна Левина !
--В каком году с ней случилась беда ?
--В шестьдесят седьмом . Ей было всего двадцать шесть.
--Сергей Матвеевич , а этот Ваш знакомый ...Которому , по долгу службы, положено всё знать ! Разве не сказал Вам о том, что у Ирины Левиной есть сын ?