Найти в Дзене

Карикатуры на Ивана Семеновича Козловского. Часть первая. Борис Ефимов.

Карикатур, посвященных Козловскому относительно много. Удалось обнаружить четыре шаржа, посвященных артисту, один из них известен в трех вариантах. Только на первый взгляд это немного. А какие вы знаете шаржи на артистов прошлого? Посвящение артисту несколько работ – случай исключительный. В четырех из шести произведений сложился устойчивый канон изображения певца. На работе Бориса Ефимова – самого главного карикатуриста СССР, командовавшего карикатурой в Союзе художников, изображение Козловского отличает монументальная поза модели, представленной в эффектном концертном костюме – смокинге, брюках. Работа построена на лапидарном и эффектном черно-белом контрасте пятна с фоном. Типичный для карикатуры мотив подмены в этом случае незабываем. Аполлон с квадриги Большого театра заменяется Козловским. Эффектен мотив парения артиста в высях большого искусства и советской столицы. Есть и непременные атрибуты образа – цветы, обыгранные карикатурно в виде блистающего солнца (фейерверка). На лист
Б. Ефимов. Шарж На И. С. Козловского. 1958
Б. Ефимов. Шарж На И. С. Козловского. 1958

Карикатур, посвященных Козловскому относительно много. Удалось обнаружить четыре шаржа, посвященных артисту, один из них известен в трех вариантах. Только на первый взгляд это немного. А какие вы знаете шаржи на артистов прошлого? Посвящение артисту несколько работ – случай исключительный.

В четырех из шести произведений сложился устойчивый канон изображения певца.

Б. Ефимов, И. Игин. Действующие лица. Обложка.
Б. Ефимов, И. Игин. Действующие лица. Обложка.

На работе Бориса Ефимова – самого главного карикатуриста СССР, командовавшего карикатурой в Союзе художников, изображение Козловского отличает монументальная поза модели, представленной в эффектном концертном костюме – смокинге, брюках. Работа построена на лапидарном и эффектном черно-белом контрасте пятна с фоном. Типичный для карикатуры мотив подмены в этом случае незабываем. Аполлон с квадриги Большого театра заменяется Козловским. Эффектен мотив парения артиста в высях большого искусства и советской столицы. Есть и непременные атрибуты образа – цветы, обыгранные карикатурно в виде блистающего солнца (фейерверка). На листе Козловский представлен в сиянии разнообразных апологетических атрибутов: цветов-солнца, лаврового венка и квадриги Аполлона на здании Большого театра. Работа сопровождается шуточным четверостишием В. Гранова и М. Пустынина: «Какие транспортные сдвиги! / У классицизма странный вид: / Взамен «Победы» – на квадриге / Козловский на концерт спешит)». Существенно, что в стихах образ героя сопровождается упоминанием величественного стиля архитектуры классицизма и престижнейшего советского автомобиля «Победа» (образы победителя и представителя номенклатуры – советского правящего класса).

И неспроста эта работа (в уменьшенном варианте и без сопровождающих стихов) представлена на титульном листе книги артистических шаржей художника.

Б. Ефимов, И. Игин. Действующие лица. Титульный лист.
Б. Ефимов, И. Игин. Действующие лица. Титульный лист.

В этом произведении образность, стилистика, особая – ироничная по форме, но апологетичная, по сути, атрибутика, показывают совершенно особое положение Козловского и в искусстве и в общественной иерархии. Нельзя не повторить, что работа изображена и на титульном листе книги, да и авторство Ефимова более чем весомо. Таким образом непосредственно работа, весь ее многослойный контекст работают и подтверждают основную мысль шаржа. Это ярчайший образец апологетического шаржа.