В сегодняшнем материале я, как иногда это делаю, выйду за пределы своего обычного «ареала обитания», обратившись к периоду, в котором разбираюсь меньше, поэтому попрошу некоторой помощи у читателей, более меня погруженных в тему.
В 2020 г. на аукционе Галереи Леонида Шишкина выставлялась (я так и не понял, была она продана или нет) картина, предположительно приписываемая авторству К.Ф. Шульца, подписанная «Дозор» и датируемая 1860-ми гг.
Вопросы возникают сразу после первого же взгляда на картину. Ну какой, к черту дозор, если сразу за командиром (в чине, видимо, полковника) стоит хор музыки, что-то исполняющий? Это чтобы противника издалека предупредить о своем приближении? Очевидно, что на полотне запечатлено утреннее выступление полка или его части из места ночного расположения или, напротив, прибытие вечером к месту ночлега.
Вопросы продолжают возникать при ознакомлении с описанием лота, поскольку здесь в качестве автора произведения указан «Шульц Константин Федорович (1864 – 1904)», хотя, напомним, картина датируется 1860-ми гг., а далее в тексте описания фигурирует совсем другой Шульц, с другим именем и другими годами жизни. Отгадка проста – составители описания для сайта Галереи перепутали художника Шульца, предполагаемого автора рассматриваемой картины с русским морским офицером, капитаном 2-го ранга Константином Федоровичем фон Шульцем, погибшим в Порт-Артуре на броненосце «Петропавловск».
В целом же аукционеры (или бывшие владельцы картины) ответственно подошли к атрибуции произведения. Они заказали экспертизу в Государственном Русском музее. Скан подготовленного сотрудниками музея экспертного заключения выложен на странице лота на сайте Галереи
Основные положения этого экспертного заключения продублированы на странице лота. Приведу их здесь:
«Подобные произведения писались Шульцем для императорских дворцов. На картине запечатлены офицеры и рядовые лейб-гвардии Уланского полка в походной форме (мундир без лацканов, с эполетами, рейтузы темно-синего цвета заправлены в сапоги, шапка без султана). Отряд лейб-гвардии Уланского полка изображен на маневрах под Красным Селом около Петербурга. Картина, вероятно, была заказана Шульцу офицерами полка. Подобная по сюжету картина Шульца “Маневры Уланского полка под Красным Селом” украшала офицерское собрание полка.
Шульц Карл Фридрих (1796, Зельхов, Германия – 1866, Нойруппин, Германия) – немецкий художник, пейзажист и жанрист. Учился в Берлинской Академии художеств. В 1815 добровольцем принял участие в Наполеоновских войнах, затем некоторое время жил в Нидерландах, где писал морские этюды и копировал работы Яна ван Эйка, путешествовал также в Англию. Позднее работал в Кёльне, в 1830 году обосновался в Берлине, где в 1841 ненадолго занял место профессора в Академии. В 1841 изучал в Мюнхене живопись на стекле. В 1847 некоторое время провёл в Санкт-Петербурге, где писал преимущественно сцены солдатской жизни. В 1848 году на фоне революционных событий удалился на покой в Нойруппин, где, однако, продолжил работу над солдатской темой по русским материалам. На исходе 1830-х много работал, вместе с Адольфом Менцелем, над военными сценами из времён Фридриха II».
Из приведенного краткого изложения биографии Карла Фридриха Шульца отметим важные для нас моменты – в России он провел короткое время во второй половине 1840-х гг., хотя и затем, пребывая на родине в Пруссии, продолжал работать над «русскими сюжетами». Умер в 1866 г.
Я нашел в «Истории Лейб-гвардии Уланского Её Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны полка» П.О. Бобровского упомянутую в экспертном заключении работу К.Ф. Шульца «Маневры Уланского полка под Красным Селом». Цветной снимок этого произведения мне в интернете найти не удалось, возможно, картина не дошла до наших дней
Как мы знаем, начиная с первого «постнаполеоновского» времени и до конца существования Российской империи в России существовали два гвардейских уланских полка. Первый из них, сформированный в 1803 г. и с 1809 г. носивший название Лейб-гвардии Уланского, в 1894 г. получил шефство императрицы Александры Федоровны и стал называться Лейб-Гвардии Уланским Ея Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полком. Именно его чины изображены на приведенной выше картине К.Ф. Шульца, висевшей в офицерском собрании полка. Вторая гвардейская уланская часть была сформирована в 1817 г. как Лейб-гвардии Уланский Его Императорского Высочества Цесаревича полк, в 1831 г. переименована в Лейб-гвардии Уланский Его Императорского Высочества Михаила Павловича полк, а в 1855 г. в Лейб-гвардии Уланский Его Величества полк. Чинов этого полка Карл Фридрих Шульц также изображал. Вот два примера, также периода правления Николая I
Вернемся, наконец, к нашей «изначальной», аукционной картине. Чины какого же гвардейского уланского полка на ней изображены? Действительно ли Лейб-гвардии Уланского, как написано в экспертном заключении, или, может быть, Лейб-гвардии Уланского Его Величества? Ни того, ни другого. Мундиры изображенных на картине улан - с желтыми воротниками обшлагами, с желтыми лацканами (правда, в нашем случае застегнутыми), с желтыми же (предположительно - на картине они закрыты клеенчатыми чехлами) верхами уланских шапок - не соответствуют униформе ни одного из двух упомянутых гвардейских уланских полков. Оба этих полка (благодарю в данном случае Василия Рожкова за консультацию и подтверждение моего подозрения) в рассматриваемый период имели красные воротники, обшлага и лацканы. Различались же цветом верха шапок (красный и желтый) и металлическим прибором (золотой и серебряный). На иллюстрациях ниже - чины Лейб-гвардии Уланского и Лейб-гвардии Уланского Его Величества полков в период правления Александра II
На период царствования Александра II (а изображенный на картине эпизод, несомненно, относится к этому времени – на чепраке офицера виден вензель именно этого монарха) лишь один уланский полк имел униформу, полностью соответствующую запечатленным на рассматриваемой картине мундирам. Это не гвардейский, а вполне себе армейский 13-й Уланский Владимирский Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича полк. Как видно из названия, полк был шефский, то есть имел шефом представителя правящей династии. В связи с этим офицеры полка носили на воротнике и обшлагах петлицы по цвету металлического прибора части, в данном случае – серебряные. Нижние чины таких петлиц не имели. Это хорошо видно на картине – на воротнике полковника петлицы не различимы под широким серебряным галуном, но хорошо заметны на обшлагах. У окружающих офицера нижних чинов петлицы на воротниках и обшлагах отсутствуют. В гвардейских уланских полках петлицы носили все чины – от рядового до командира полка. На фигурке рядового 13-го Уланского Владимирского Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича полка из знаменитой коллекции В. Газенбергера видно отсутствие петлиц на воротнике и обшлагах.
Итак, правильно идентифицировать полк, чины которого изображены на представленной на их рассмотрение картине, эксперты Русского музея не смогли. В связи с этим мне вспоминается забавная история, как хозяин одного Дзен-канала насмешливо мне объяснял, что в Русском музее работают эксперты непревзойденного уровня, которые никогда не ошибаются. Я как-то рассказывал об этой истории. Не имея целью подвергать сомнению авторитет экспертов Русского музея, в очередной раз отмечу, что они тоже люди, а, следственно, могут ошибаться.
Но если не подтвердилась высказанная сотрудниками Русского музея о полковой принадлежности изображенных на картине улан, можем ли мы доверять заключению об авторстве Карла Фридриха Шульца? Ведь версия об авторстве Шульца отчасти основывается на утверждении, что на картине изображены чины Лейб-гвардии Уланского полка, которых он когда-то, почти двадцатью годами ранее, уже писал. И вот тут я хотел бы попросить содействия читателей, глубоко погруженных в тему развития мундиров в период царствования Александра II. Можем ли мы точно датировать изображенный сюжет по мундирным деталям и понять – мог ли вообще К.Ф. Шульц запечатлеть этих улан до своей смерти в 1866 г.? В частности меня несколько смущают заметные у трубача слева (и упомянутые в экспертном заключении) штаны, заправленные в высокие сапоги. Ведь, вроде бы, только в 1871 г. были отменены кожаные краги, нашивавшиеся на рейтузы чинов уланских полков, и одновременно вместо коротких, носившихся под рейтузами, сапог, введены высокие. С другой стороны, уланские шапки, скрытые водонепроницаемыми чехлами, на картине, вроде бы, образца 1855 г., носившиеся до введения новой модели в 1869 г….
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.
Напоминаю, что канал "Исторические мелочи" теперь есть и в Телеграм - https://t.me/IstMelochi Подписывайтесь, читайте либо там, либо тут. Или и там, и тут)))