Найти в Дзене
Алексей Пермяков

Город Нижний – путь неближний

Вовремя попавшаяся на глаза ссылка Интернета отправила семейство на однодневный ж.д. тур в Нижний Новгород. Чуть за полдень посадка в поезд, с восьми утра и до десяти вечера в гостях и в шесть вечера следующего дня, опять дома. Блиц-поездка вышла вполне удачной, ездили со знакомой – с ней выкупили отдельное купе и не знали никаких беспокойств. Турфирма за вполне посильные деньги организовало все безупречно, так что время провели с большим удовольствием. Посещение города началось с визита на нижегородскую ярмарку. Точнее на нечто, ее изображающее. До развития ж.д. и автомобильного транспорта основным, местами и единственным средством сообщения были реки. Потому вполне понятно желание древнерусского князя Владимира Всеволодовича перехватить транспортный перекресток слияния Оки с Волгой. Третий сын Всеволода Большое Гнездо был запредельно энергичной личностью. Помимо княжения в выше расположенном по Волге Городце, он рискнул закрепить русское влияние на стрелке двух крупнейших рек местнос
Слева Ока, прямо и справа - друга река.
Слева Ока, прямо и справа - друга река.

Вовремя попавшаяся на глаза ссылка Интернета отправила семейство на однодневный ж.д. тур в Нижний Новгород. Чуть за полдень посадка в поезд, с восьми утра и до десяти вечера в гостях и в шесть вечера следующего дня, опять дома. Блиц-поездка вышла вполне удачной, ездили со знакомой – с ней выкупили отдельное купе и не знали никаких беспокойств. Турфирма за вполне посильные деньги организовало все безупречно, так что время провели с большим удовольствием.

Через десять минут тронемся
Через десять минут тронемся

Посещение города началось с визита на нижегородскую ярмарку. Точнее на нечто, ее изображающее. До развития ж.д. и автомобильного транспорта основным, местами и единственным средством сообщения были реки. Потому вполне понятно желание древнерусского князя Владимира Всеволодовича перехватить транспортный перекресток слияния Оки с Волгой. Третий сын Всеволода Большое Гнездо был запредельно энергичной личностью. Помимо княжения в выше расположенном по Волге Городце, он рискнул закрепить русское влияние на стрелке двух крупнейших рек местности. Этим князь вызвал столкновение с интересами Булгарии, с которой он успел повоевать, замириться, поторговать и даже войти в союз. Союз, правда, оказался крайне непрочным и был сокрушен монгольским завоеванием. А сам Юрий – погиб в крайне неудачном сражении на реке Сить. Тем не менее, дело князя не пропало и Нижнему Новгороду удалось пережить своего булгарского конкурента, от которого осталась лишь историческая память.

Нижегородской ярмарки не избежал никто, даже Ленин
Нижегородской ярмарки не избежал никто, даже Ленин

Город расположен в месте слияния Оки с Волгой. Правый берег традиционно возвышен, местность, в целом, лесистая. Недостатка в красивых видах не предполагалось, хотя подвела погода. Было сумрачно и снежно, что не позволило сделать нормальные видовые съемки. Буду откровенен – просто квалификации не хватило. Забегая вперед можно отметить, что на обратном пути погода наладилась, и за окном вагона шикарных зимних пространств было с избытком. В голове мелькнула мысль, что братьям из ФПК необходимо поставить вне вагона фотокамеру, набирать красивых фоточек и скидывать желающим пассажирам бесплатно, али за денежку – в зависимости от жадности и удачности фото.

В художественной галее вновь поглядели на мегаполотно Маковского. Вот нам бы ченитьна тему Стеньки или Пугачева намалевать.
В художественной галее вновь поглядели на мегаполотно Маковского. Вот нам бы ченитьна тему Стеньки или Пугачева намалевать.

Собственно ярмарочное пространство растянуто вдоль левого, низменного, берега Оки.

Завтрак в стейк-хаусе был тем забавнее, что составлял из себя омлет и блины. В довольно умеренном количестве. В годы молодости – я бы точно не наелся подобным завтраком. Недалеко от места завтрака – Площадь Ленина со стандартным многометровым Ильичом, вполне типовым образом указывающим сторону не наставшего светлого будущего. Чуть поодаль – ярмарочный пассаж, почему-то, несмотря на выходной день, закрытый. Перед ним – залитый каток и ряды маленьких торговых павильонов. Сувенирные лавки вперемешку с безалкогольным питиём.

 Ярмарка, не очень на нее и похожая. Впрочем в век торжества маркетплейсов ярмарки становятся анахронизмом
Ярмарка, не очень на нее и похожая. Впрочем в век торжества маркетплейсов ярмарки становятся анахронизмом

Далее, на самой стрелке Волги и Оки – храм Александра Невского и возможно, еще не доделанное арт-пространство на месте былой Нижегородской ярмарки, а затем и грузового речного порта. В первое мое посещение храм терялся в разнообразных кранах и пакгаузах. Теперь, от порта остался один кран, оставленный на память, две непонятные башни а-ля уменьшенная шуховская. Любопытное архитектурное решение: при разборе порта обнаружились несущие конструкции павильонов дореволюционной ярмарки. Воссоздавать их заново малореально и нецелесообразно. Уничтожать – преступно перед памятью. Потому было принято оригинальное решение – конструкции остались висящими в пространстве, а внутри них, с небольшим отступом, созданы два павильона. Один – концертный зал. Другой – выставочный.

Что мы видим? Елку и нечто странное
Что мы видим? Елку и нечто странное

Строго говоря, на месте древней ярмарки творится лютая эклектика. 134-летний храм рядом с двумя серебристыми слитками павильонов в обрамлении столетних решетчатых ферм. Тут же портовый кран. И, все это на фоне двух циклопических конструкций – футбольного стадиона и ледовой арены. И пустота вокруг, плавно переходящая в волжский простор. Как-то немного дисгармонично, на мой провинциальный вкус, правда? Хотя, вероятно, что это так только по зиме, летние фотки с правого берега смотрятся шикарно.

Недостатком нижегородской набережной является большая разница высот, разрывающая ее на две, по сути, изолированные части. Да, есть съезды и довольно помпезная Чкаловская лестница. Но, мотаться по ней туда-сюда немного сомнительно в любом возрасте и при любой погоде. Нужно также отметить узость обоих набережных. Это не было бы большой проблемой, если бы не автомобильное движение, присутствующее и там и там. Так что то, что неплохо смотрится со стороны Волги, на практике несколько слабее. Возможно, к месту бы пришелся эскалатор или фуникулер. А, еще лучше – куча денег при хорошем ландшафтном дизайнере. Все так чувствуется, что улучшить существующее – есть немалая перспектива. Хотя для менее привередливых туристов то, что есть, очень даже неплохо.

ул. Покровская. Найдите 10 отличий от Арбата
ул. Покровская. Найдите 10 отличий от Арбата

Горьковский Арбат видел уже в третий раз, естественно, он не произвел особенного впечатления, даром что на этот – был расцвечен по-новогоднему ярко. Собственно и были на нем жалкие полчаса, успев правда, затариться местнопряничными изделиями. Для того и придуманы улицы, полностью заточенные под променад и опустошение туристических кошельков.

Местные достопримечательности, отмеченные за прошлые посещения, остались там же, городские статуи, также подробно рассмотренные и сфотографированные – не прибавились и не изменились. Справедливости ради, появились они заметно ранее, чем в Саратове.

Местная фаьрика игрушек. Кстати, достаточно уникалная штука
Местная фаьрика игрушек. Кстати, достаточно уникалная штука
Вообще, очень разумно смотрится идея совместить производство с арт-пространством в одном здании
Вообще, очень разумно смотрится идея совместить производство с арт-пространством в одном здании

Раз уж речь зашла о подражаниях Арбату, то, повторюсь в который раз – кроме заимствований, не столичным городам нужна своя оцененная уникальность. И, естественно, реклама оной. Превзойти столицы даже не стоит пытаться. А вот бороться с соседями – конкурентами, нужно для выживания. Кстати, именно Нижнему, Саратов многое проиграл. Туда перетекли управления связью, финансами и т.п.

Цыплят считают по Осени а туристов – при каждой посадке в автобус. Наши оказались на высоте, отставших не было ни разу.

Гости дорогие, вам еще Нижний не надоел?
Гости дорогие, вам еще Нижний не надоел?

Экскурсовод обмолвился, что фантазии современных архитекторов ныне ничего не связывает, ну, кроме, естественно, бюджета. Это плохо, потому что у городов, что столицы, что у прочих, совсем нет лица – стиля. Разве Питер исключение или малые городки, где красота уцелела от старины, а на современное уродство не нашлось денег. И что-то подсказывает, что задача формирования такого лица – дело невозможное, поскольку запредельно дорогое и, в общем, бестолковое. К красоте надо приучать, а саморастущие в безобразии, к красоте, в лучшем случае, равнодушны.

Прощальный снимок и пока-пока, пора на вокзал
Прощальный снимок и пока-пока, пора на вокзал

Посещая другие города Необъятной, взял себе за правило подумать о том, что можно было бы привести в родной: такое же, или получше. По результатам поездки в Горький – не получилось надумать почти ничего. Нет, совсем бы недурно смотрелось бы создать в Саратове конкурента ГАЗ. Эта идея, помнится, умерла, не родившись, еще в начале 2000-х. Или – даже не озвученная ни разу идея построить конкурента «Красному Сормову». Или – возродить авиазавод. Увы, все это из области ненаучной фантастики. Сиречь нереально ни при каких условиях.

А так, из мелочи – на стене нижегородского Кремля местные затейники сумели организовать лазерное шоу. В принципе, подобное, но, лучше более оригинального и масштабного, было бы неплохо организовать и в саратовских условиях.

Если в Нижнем мы были бы подольше, возможно, в голову пришло бы более мыслей и они оказались бы продуктивнее. Значит, надо приезжать на подольше. За что и поднимем бокалы.

Бокалы, кстати, оценили и начальник поезда и проводник.
Бокалы, кстати, оценили и начальник поезда и проводник.