Найти в Дзене
Искусствовед Успенский

Пятьдесят лет в искусстве абстрактного. Выбор Беллы Левиковой

Белла Левикова – весомое имя в отечественном абстрактном искусстве. Она родилась в 1939-м в поселке Кратово Московской области в семье художников. В 1970-м году окончила отделение искусствоведения МГУ. Участвовала в легендарных событиях нонконформистского искусства второй половины ХХ века: «Бульдозерной» выставке (1974), выставке в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ (1975), выставках Горкома графиков на Малой Грузинской, первом аукционе Sotheby’s (1988) в Москве. Произведения находятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Нового Музея в Санкт-Петербурге, Nancy and Norton Dodge Collection, Zimmerli Art Museum at Rutgers University, Kolodzei Art Foundation и других собраниях. Становление художника Беллы Левиковой сопрягается с главными событиями московской арт-сцены эпохи нонконформизма и постсоветского времени, но сама ее фигура стоит особняком. Для поколения шестидесятников знаковым годом был 1957-й, когда на полях VI Международного фестивал
Белла Левикова на фоне своих произведений
Белла Левикова на фоне своих произведений

Белла Левикова – весомое имя в отечественном абстрактном искусстве. Она родилась в 1939-м в поселке Кратово Московской области в семье художников. В 1970-м году окончила отделение искусствоведения МГУ. Участвовала в легендарных событиях нонконформистского искусства второй половины ХХ века: «Бульдозерной» выставке (1974), выставке в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ (1975), выставках Горкома графиков на Малой Грузинской, первом аукционе Sotheby’s (1988) в Москве. Произведения находятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Нового Музея в Санкт-Петербурге, Nancy and Norton Dodge Collection, Zimmerli Art Museum at Rutgers University, Kolodzei Art Foundation и других собраниях.

Становление художника Беллы Левиковой сопрягается с главными событиями московской арт-сцены эпохи нонконформизма и постсоветского времени, но сама ее фигура стоит особняком.

Посетители на Американской национальной выставке в Москве. 1959
Посетители на Американской национальной выставке в Москве. 1959

Для поколения шестидесятников знаковым годом был 1957-й, когда на полях VI Международного фестиваля молодежи и студентов открылась выставка, на которой молодые художники впервые вживую увидели современное мировое искусство. Среди последующего множества выставочных событий эпохи «оттепели» ошеломляющим было знакомство с абстрактным экспрессионизмом. Язык абстракции ассоциировался со свободным творчеством, духовным раскрепощением и возможностью создания «новой реальности». Белла в сфере влияния этой выставки удивительным образом не присутствовала.

Парадоксальным образом первые абстрактные работы Беллы Левиковой появляются путем самозарождения с 1965-го года. Эта герметичность – специфическая форма существования художественной индивидуальности.

Интенсивная жизнь в искусстве, продолжительностью более половины столетия, сформировала индивидуальность художника как во временном, так и в культурном контексте. Сигнальная система Юрия Злотникова, теория «всеобщей контактности» Элия Белютина, выбор «новой веры» Владимира Немухина – эти способы выстраивания художнической стратегии могли бы иметь множественные точки соприкосновения с персональной эволюцией Левиковой. Но ее мировоззрение формировалось вне систем из ближнего круга. Особое влияние на ее развитие оказало длительное дружеское и творческое общение с Франсиско Инфанте.

Она не принадлежит к «хранителям огня» с их пафосом публичности, цеховой ритуальностью и личной назидательностью, творческий механизм Левиковой работает, можно сказать, как двигатель внутреннего сгорания. Импульсы, впечатления, идеи перерабатываются в режиме сокровенности и затем мгновенно являются как чистая авторская энергия. В ее образах довольно трудно обнаружить как следы великих предшественников, так и пластические примеси современников. Как она говорит: «Только из тишины можно достать самое главное».

Белла Левикова запускает свой уникальный механизм творчества, в недрах которого непостижимым способом сжимаются величины вселенского масштаба, чтобы затем на выходе создать эффект мощной визуальной детонации. Она словно работает на топливе с высочайшим октановым числом. Позволяю себе такое сравнение, поскольку точные науки для этой художницы всегда были и дружественной сферой, и предметом постоянного интереса. Междисциплинарные пространства для нее – родная стихия, это тот редкий тип художника, для которого равносильно значим «и жар холодных числ, и дар божественных видений».

Белла проявляла себя в самых различных областях абстрактного искусства: жестовом и структурном, геометрическом и органическом, элементарном и фрактальном. Что остается для нее постоянным качеством творца – это неспособность к внешнему эффекту, пустой фактуре, поверхностной экспрессии. Ей дороги связи длинных ассоциаций, усложнение языкового приема, риски пластических экспериментов. Она соединяет интерес к точным знаниям с визионерством, уравнивает в правах математику и поэзию, жадно интересуется актуальным и одновременно чувствует, что «мера вырабатывается в нашем сердце». Индивидуальность образов ее картин подпадает под понятие эмерджентности – наличие у системы свойств, не присущих составляющим ее элементам. С одной стороны это прекрасная возможность для вечной рефлексии о природе искусства, с другой –воспроизведение давнего эмерджентного события стало сегодня фокусом развития ИИ и центром внимания всего человечества.

Белла говорит, что вербует элементы из пространства, причем такие, которые откликаются на ее частоту и генетический код. Вопрос «Что такое Вселенная?» для нее остается предметом ежедневного интереса, и редко кто способен сохранить подобную остроту всматривания и вдумывания, балансируя между философией и поэтикой. Она жаждет новизны и не боится проникать в незнакомое, будь это космические дали или квантовый мир. И действительно, вариативность визуальных приемов в работах Беллы столь велика, что к ним хочется применить термин «многомировая интерпретация». В квантовом измерении реальность расщепляется на множество ветвей, в каждой из которых реализуется возможный исход. Мир ее абстрактных образов складывается из интерпретаций реальности, полученных ментальным, чувственным и сенсорным путем одновременно. То есть путем интуиции – самого древнего способа познания.

-10

Высокая степень связности ее цветовых полей и пластических структур может создать чувство многословия. Но это оказывается первым впечатлением от знакомства с художественной системой, которая постоянно обновляется. Такая самоотверженная готовность к обновлению – редкий дар Беллы Левиковой – творца, не способного успокоиться в своей привязанности к языку абстракции. Вселенную художника мы видим благодаря тому, что в ней существует такой наблюдатель, фиксирующий свои наблюдения в формате визуального искусства и отправляющий нам свои послания.

Одна из последних выставок Беллы Левиковой открылась в декабре 2025 в московской Sistema Gallery. Видео с экспозиции можно посмотреть здесь