Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Кардинал, королева и кошки, погубившие страсть

Анне Австрийской, испанской принцессе из династии Габсбургов, исполнилось четырнадцать, когда она вышла замуж за французского короля Людовика XIII – ему было столько же! Это был брак чисто династический, свадьба должна была уладить отношения между Францией, Испанией и Австрией. Анна родилась 22 сентября 1601 года в городе Вальядолид (Испания) и была старшей дочерью испанского короля Филиппа III и его жены Маргариты, которая происходила из старшей ветви Габсбургов, тогда называемой Австрийским домом, поэтому Анна по линии матери унаследовала звание эрцгерцогини Австрийской, отсюда её прозвание – Анна Австрийская. Между молодыми супругами возникла привязанность, больше того, юный Луи был очарован красотой и грацией невесты (французы только так именуют своих королей – Луи, а Россия заимствовала имя от немцев, которые называли соседей-королей Людовикусами, а при Петре этот –ус отбросили). Умный и благородный, но совершенно бесхарактерный и слабовольный, вдобавок весьма религиозный, Людовик

Анне Австрийской, испанской принцессе из династии Габсбургов, исполнилось четырнадцать, когда она вышла замуж за французского короля Людовика XIII – ему было столько же! Это был брак чисто династический, свадьба должна была уладить отношения между Францией, Испанией и Австрией.

Анна Австрийская, королева Франции. Портрет П. Рубенса
Анна Австрийская, королева Франции. Портрет П. Рубенса

Анна родилась 22 сентября 1601 года в городе Вальядолид (Испания) и была старшей дочерью испанского короля Филиппа III и его жены Маргариты, которая происходила из старшей ветви Габсбургов, тогда называемой Австрийским домом, поэтому Анна по линии матери унаследовала звание эрцгерцогини Австрийской, отсюда её прозвание – Анна Австрийская.

Между молодыми супругами возникла привязанность, больше того, юный Луи был очарован красотой и грацией невесты (французы только так именуют своих королей – Луи, а Россия заимствовала имя от немцев, которые называли соседей-королей Людовикусами, а при Петре этот –ус отбросили).

Умный и благородный, но совершенно бесхарактерный и слабовольный, вдобавок весьма религиозный, Людовик XIII больше интересовался охотой, чем молодой женой и управлением государства. Даже в первую брачную ночь «молодого» пришлось вталкивать в спальню, а затем королева не видела у себя Луи месяцами, потом и годами – только на официальных приёмах они были рядом!

Лошади, собаки, охота, а государственные проблемы король переложил на первого министра.

Людовик XIII в молодости
Людовик XIII в молодости

Фактически страной правил герцог де Ришелье, французский кардинал и видный государственный деятель. Он же был назначен и духовником молодой королевы. Служение Франции для Ришелье было не пустым звуком. Властный и честолюбивый, он все свое время и силы отдавал политической деятельности во славу Франции.

Кардинал Ришелье (Арма́н Жан дю Плесси́ де Ришельё), который знаком нам, в основном, благодаря Дюма и его «Трем мушкетерам», остался в истории жестоким и циничным человеком, который не жалел своих врагов и железной рукой руководил Францией во время правления Людовика XIII.

Кардинал Ришелье и его кошки
Кардинал Ришелье и его кошки

Ришелье отличался холодным и расчетливым умом, суровостью, часто доходящей до жестокости, строгим контролем рассудка над чувствами. На пути к своим целям он не брезговал доносами, шпионством, подлогами и предательством. «Дайте мне всего шесть строк, написанных рукой самого честного человека, – говорил Ришелье, – и я найду, за что его можно повесить».

Единственной привязанностью кардинала были кошки. Многочисленные кошки, заполонившие дворец, также отвечали Ришелье взаимностью. Самую лучшую куриную грудинку получали кошки кардинала. Особенно любил он пушистую белую Мириам и практически не спускал ее с рук. В средние века не особо жаловали гигиену, поэтому кошачья шерсть стала настоящим бичом для сутаны кардинала.

Однажды Ришелье, которому в то время исполнилось сорок, вдруг с недоумением почувствовал, что им овладело некое чувство, совершенно не поддающееся рассудку. Кардинал Ришелье влюбился, объектом его страсти стала королева, прекрасная Анна Австрийская.

По воспоминаниям современников, красота Анны в то время расцвела в полную силу. Ее даже не портила слегка выпяченная нижняя губа – отличительная особенность королевского дома Габсбургов. Она сумела сделать то, что до нее не удавалось никому – молодостью и красотой покорила кардинала. Ришелье явно терял голову, причём настолько, что готов был исполнить любой каприз королевы, которой он казался сухим, черствым и скучным. «Если эта живая мумия станцует сарабанду, – отозвалась она на ухаживания кардинала, – я буду готова на многое…»

И кардинал, который вскоре узнал об этих словах, забыв о присущей ему осторожности, сбросил сутану и сплясал сарабанду в испанском костюме, с кастаньетами в руках!

Анна понимала, что настоящая власть сосредоточена в руках главного министра, и если уж искать утех на стороне, не дождавшись их от короля, то лучшей кандидатуры ей не найти. Но состоялось лишь несколько тайных встреч королевы Анны Австрийской и кардинала Ришелье. Любовь погасла, так и не успев разгореться в полную силу.

«Он умеет говорить и уговаривать, – жаловалась Анна доверенной фрейлине. – Он вовсе не сухарь, но…»

Но стоило только кардиналу приблизиться, как Анна начинала… плакать. В наследство от семейства Габсбургов Анне досталась не только фамильная губа, но и неизлечимая для того времени болезнь, которую мы знаем как аллергию. Особенно сильно Анна страдала от аллергии на шерсть животных. Возможно, именно это стало причиной ее отдаления от мужа, страстного любителя гончих псов и лошадей. И почти наверняка шерсть Мириам, обильно покрывавшая одежду кардинала, вызывала беспричинные слезы у королевы. Ришелье охладел к постоянно плачущей Анне, а вскоре Лувр посетил блистательный герцог Бэкингем.

Джордж Вильерс герцог Бекингем, Художник П. Рубенс
Джордж Вильерс герцог Бекингем, Художник П. Рубенс

И началась совершенно другая история любви, блестяще пересказанная знаменитым писателем Александром Дюма. История эта не была выдумана, однажды Анну действительно застали в объятиях Бэкингема, и подвески действительно существовали!