На прошлой неделе я вместе с семьёй посетил Старый город Иерусалима, который был построен нашей цивилизацией в глубокой древности. Это стало для меня очень своевременным уроком истории: последние шесть месяцев моё внимание было сосредоточено на возможности того, что межзвёздный объект 3I/ATLAS мог быть создан другой цивилизацией.
Будем рады если вы подпишитесь на наш телеграм канал
Особенно меня поразил один образ — останки арки Робинсона. Эта арка поддерживала лестничный пролёт, который вёл с улицы I века в Иерусалиме на Храмовую гору, возле южной части её западной подпорной стены. Арка была обнаружена в 1838 году и названа в честь своего первооткрывателя, американского исследователя Эдварда Робинсона. Под аркой я увидел обломанные камни Западной стены, сброшенные на улицу таранами римских солдат 9-го числа месяца Ава (июль–август) 70 года н. э. Некоторые из камней почернели от огня, который пожрал Второй Храм.
Воссозданный в миниатюре Старый город Иерусалима в Израильском музее включает Второй Храм во всей его славе — таким, каким он стал после реконструкции, завершённой иудейским царём Иродом Великим в 18 году н. э., примерно в то время, когда молодой еврей по имени Иисус начинал своё проповедническое служение.
Обновлённый Храм простоял всего 52 года. Не вдаваясь сейчас в политические и стратегические ошибки, приведшие к его уничтожению, внешнему наблюдателю трудно не испытать печали от утраты культурных сокровищ — книг, произведений искусства, трудов учёных. Их уничтожение навсегда изменило историю иудаизма и христианства.
Но, как мы часто видим в социальных сетях, уничтожение культурных сокровищ одних становится поводом для празднования для других. Римские войска под командованием Тита осадили иудейскую столицу Иерусалим. Спустя год после разрушения, которое они нанесли, римский император Веспасиан и его сын Тит отпраздновали победу триумфом в Риме, пронеся по городу храмовые трофеи — в том числе храмовую менору — и сотни пленных. В память об этой военной победе были воздвигнуты монументы, такие как Арка Тита.
Если какие-либо археологические реликвии Храма до сих пор лежат под землёй, больше всего мне любопытно знать, содержало ли так называемое Святое святых — место, где, как говорили, являлось присутствие Бога, — какой-либо технологический передатчик для связи с внеземной «сверхчеловеческой» сущностью. Однако любая подобная реликвия — если она вообще существовала — скорее всего была сожжена и уничтожена.
История человечества изобилует чередующимися циклами созидания и разрушения, с ранами, которые порой так и не заживают. Разрушать всегда гораздо легче, чем строить. Поэтому уничтожение культурных сокровищ — признак недостатка интеллекта. Если бы люди сотрудничали друг с другом вместо того, чтобы уничтожать, они достигли бы куда больших высот. И это особенно печально, если учесть, что все сооружения на планете Земля в любом случае будут однажды поглощены и уничтожены расширяющейся оболочкой Солнца через 7,6 миллиарда лет — как замки из песка, смытые водой. Если мы хотим быть в долгосрочной перспективе хоть кем-то запомнены, нам лучше устремиться за пределы Земли, а не сражаться на её поверхности в преддверии нашего неизбежного Судного дня.
Шрамы трагической человеческой истории отмечены почерневшими камнями от пожаров, в которых сгорали книги — хранилища мудрости прошлых поколений. Очень часто в основе этих исторических конфликтов лежал политический контроль над недвижимостью, над участком земли. Но реальность, которую человечество снова и снова не желает признавать, заключается в том, что абсолютное большинство доступной «недвижимости» находится на примерно 10^20 аналогах Земли во всём наблюдаемом объёме Вселенной. Несомненно, многие обитатели этих экзопланет вовлекались в те же циклы разрушения, что и мы, земляне. Но именно они — не те, кого впишут в космические учебники истории, подводящие итог 13,8 миллиардам лет.
Письменный «космический архив» отдаст предпочтение тем цивилизациям, которые выбрали путь сотрудничества, направленного на исследование того, что лежит за пределами их родной планеты. Вместо того чтобы сжигать культурные сооружения, они сжигали топливо, разгоняя космические аппараты. Осознав, что космос — это игра с бесконечной суммой, они отказались от игр с нулевой суммой на поверхности своей планеты.
Достигнем ли мы когда-нибудь такого понимания? После чтения ежедневных новостей в это трудно поверить.
Распространив дарвиновский отбор на межзвёздное пространство, мы получаем новое наполнение выражения «выживает сильнейший». Чтобы обнаружить «лучших учеников» в нашем классе разумных цивилизаций, наша научная обязанность — вложить миллиарды долларов в поиски этих цивилизаций. Выгода в случае успеха будет колоссальной.
Сейчас мейнстрим астрономического сообщества сосредоточен на поиске химических «отпечатков пальцев» микробной жизни в атмосферах экзопланет. Но любой, кто хоть раз ходил на свидания вслепую, прекрасно понимает: если вы хотите найти партнёра с качествами, превосходящими ваши собственные, стремиться нужно вверх, а не вниз.
Воображение лучшего будущего для человечества может направлять наши поиски более развитой внеземной цивилизации. И наоборот, обнаружение продуктов деятельности таких цивилизаций стало бы для нас вдохновением стать лучше. Как только мы поймём, что нужно, чтобы стать межзвёздным видом, мы, возможно, справимся с этой задачей. В таком случае наши новые действия смогут вдохновить те внеземные цивилизации, которые занимают более низкую ступень в космической «пищевой цепочке» разума. Если им удастся связаться с нашими устройствами, они, возможно, построят у себя на экзопланете «Храм» в своей версии Иерусалима — чтобы выразить благоговение перед более высокими технологическими достижениями.
Поиск межзвёздных объектов, таких как 3I/ATLAS, может проложить путь для нашего перехода от прошлого, отмеченного самонанесёнными ранами, к будущему, отмеченному сотрудничеством и процветанием. Любая «камера связи» с внеземными цивилизациями станет нашим будущим «Святым святых» — местом, где будет праздноваться присутствие сверхчеловеческой инопланетной технологии.
С началом 2026 года моё новогоднее обещание самому себе — сосредоточить своё научное внимание на новых межзвёздных объектах, которые будут обнаружены Обсерваторией Рубина (NSF–DOE Rubin Observatory). Остаётся надеяться, что один из них окажется «посланием в бутылке», которое вдохновит всех нас здесь, на Земле.
Будем рады если вы подпишитесь на наш телеграм канал