Найти в Дзене
Любопытная Голова

Хрен редьки… действительно не слаще!

Любой уважающий себя блог должен иметь рубрики. Ну мне так кажется. Поэтому сегодняшнее сообщение открывает рубрику «Забытые уголовные наказания». И начну я эту рубрику с рассказа о полумифическом наказании, которое на страницах интернета определяется как рафанидоз или рафанидосиз (rhaphanidosis) – введение корня редьки в анус лицу, виновному в супружеской измене. Почему полумифическое? По факту на данный момент нет свидетельств о реальном применении данного наказания, и упоминается оно в основном в произведениях литературного характера. В первую очередь это касается комедии Аристофана «Облака», написанной в V веке до н.э. В споре между Правдой и Кривдой в рассуждениях о супружеских изменах состоялся такой диалог: Кривда … Если ж Со мной пойдешь – играй, целуй, блуди, природе следуй! Спокоен будь! Найдут тебя в постели, ты ответишь – Что и ничуть не согрешил… Правда Когда ж ощиплют там его и сзади редьку вставят, Питомец твой докажет чем, что он не толстозадый? (пер. А. Пиотровского)
Обложка книги. Аристофан "Облака"
Обложка книги. Аристофан "Облака"

Любой уважающий себя блог должен иметь рубрики. Ну мне так кажется. Поэтому сегодняшнее сообщение открывает рубрику «Забытые уголовные наказания».

И начну я эту рубрику с рассказа о полумифическом наказании, которое на страницах интернета определяется как рафанидоз или рафанидосиз (rhaphanidosis) – введение корня редьки в анус лицу, виновному в супружеской измене.

Почему полумифическое? По факту на данный момент нет свидетельств о реальном применении данного наказания, и упоминается оно в основном в произведениях литературного характера.

В первую очередь это касается комедии Аристофана «Облака», написанной в V веке до н.э. В споре между Правдой и Кривдой в рассуждениях о супружеских изменах состоялся такой диалог:

Кривда

… Если ж

Со мной пойдешь – играй, целуй, блуди, природе следуй!

Спокоен будь! Найдут тебя в постели, ты ответишь –

Что и ничуть не согрешил…

Правда

Когда ж ощиплют там его и сзади редьку вставят,

Питомец твой докажет чем, что он не толстозадый?

(пер. А. Пиотровского)

Еще одним широко известным произведением является послание древнеримского поэта Катулла к Аврелию (№15), в котором автор просит Аврелия присмотреть за одним молодым человеком, а если Аврелий позволит себе непотребное, то

Берегись, негодяй! Конец твой страшен!

Будут ноги распялены, и в дверцу

Прогуляются редьки и миноги!

(пер. А. Пиотровского, 1929)

На страницах интернета есть еще информация о том, что о данном наказании в своей работе «История растений» упоминал основоположник ботаники Теофрест Эресский, но, честно говоря, я не стал искать подтверждений этому факту.

Такая скудность исторических сведений о реальности данного наказания позволило некоторым исследователям утверждать, что рафанидоз – литературное преувеличение, а тот же Аристофан просто выдумал эту практику (Коэн, 1985). Однако значительное количество исследователей, включая российских, постоянно упоминают об этом наказании, в том числе и о том, что редька в некоторых случаях заменялась хреном (Тогоева, 2024)! Согласитесь, в таком ракурсе известная пословица заиграла прямо новыми красками и смыслами, но, если серьезно – было ли в реальности такое наказание или это все-таки вымысел некоторых древнегреческих и древнеримских авторов?

Рассуждая на эту тему необходимо помнить, что уголовное наказание в Древней Греции – это процедура со своей спецификой, которая отличалась большой частной составляющей. Застигнутый на месте прелюбодей был всецело во власти обманутого, который мог применить различную палитру наказаний: от штрафа до насильственной эпиляции интимных мест, от пыток до смертной казни (особенно в период действий Законов Драконта). Вполне вероятно, что при применении такого наказания как обривание интимных мест и натирание этих мест едкими овощами (редька, хрен и прочее) пострадавшая сторона могла зайти немного дальше и в итоге мог свершиться рафанидоз. Однако повсеместность такого наказания совершенно неочевидна, особенно с учетом того, что законодательство Древней Греции в те времена представляло собой набор правовых традиций, при этом в основном устного характера.

Что касается предметов, которыми наказывали провинившегося, то здесь необходимо учитывать два аспекта. Во-первых, особенности перевода, особенно литературного и особенно на русский язык. Так, в нескольких переводах Катулла на русский язык вместо редьки упоминаются «морковка» и «бревно шершавое» (Амелин, 2005, 2010), «редька и минога» (Пиотровский, 1929), а также «хрен и ерш» (Шервинский, 1986). Вместе с тем, некоторые иностранные исследователи уверены, что Катулл писал именно о «редисе и кефали», при этом тот, древнеримский редис (а Катулл все-таки древнеримский поэт) совсем не похож на аккуратный современный мелкий луковичный сорт и в те времена представлял собой весьма крупный корнеплод (Шон О'Брайхим, 2016). Во-вторых, очевидно, что не было никаких общих обязательных установлений – чем наказывать прелюбодея, поэтому, каждый полис мог иметь свою, если так можно выразиться, специфику, основанную в том числе и на сезонности продуктов.