Автомобили УАЗ в России — это по-настоящему рабочие лошадки, работающие во всех условиях и всех климатах. Естественно, вопрос надежных запчастей и возможность «полевого» ремонта был актуален всегда и остается таким. Но как быть, если попытки сделать лучше утыкаются в забор непонимания?!
К примеру, на заводе СТО22-Бийск выпустили новые рулевые наконечники сложной конструкции с возможностью регулировки управляющего усилия. Рукастые и головастые уже смекнули суть — это возможность не бежать за новой запчастью, что иногда сложновато, а подтянуть и продолжать ездить. Как говорится, до победного.
Еще одним «вопросом» разработки столь необычного продукта, стала попытка найти противодействие «эффекту шимми», известному почти всем владельцам олдскульных мостовых автомобилей. И не только УАЗ, кстати. Тот же JEEP может словить «шимми» с тем же успехом.
Казалось бы, налицо стремление сделать что-то хорошее, решить инженерную задачу нетривиальным способом, но не успел пройти анонс, как появились комментарии: «За эти деньги можно купить 2 обычных рулевых наконечника лучше, чем ваш как минимум в два раза».
Понятно, что хейт — это признание и даже зависть, но ведь это читают неискушенные люди, воспринимающие все за чистую монету. И вот захотелось рассказать о том, из чего складывается цена, кроме дешевой рабсилы китайских подданных в Поднебесной, чем оперируют обычно при оценке трудозатрат. Ну и в очередной раз порадоваться, что безо всякого Китая в России умеют что-то делать свое. Разрабатывать и делать!
Как рождается рулевой наконечник и откуда берется его стоимость
Прежде всего сложим воедино то, что определяет цену в условиях российского завода и российских же условий:
1. Маленькая серийность. Если выпускать большими партиями, то цена будет ниже — это законы рынка, но спрос не так велик, а деталь не идет на конвейер, выступая только одной из альтернатив, в противовес Китаю, кстати.
2. Технология. Как бы то ни было, при производстве все еще используется большое количество ручного труда. Труда россиян, которым завод старается платить достойную зарплату. Сытый сотрудник работает лучше. Этот принцип довольно редкий в стране, но от этого не теряет ценности.
3. Цена сырья и сопутствующих расходов. Кто сталкивался с машиностроением знает, каково сейчас с качественной сталью, с расходниками хороших станков, с расходами на транспортные и другие затраты. От реалий не сбежать, а лепить продукт из известной субстанции и палок — это как-то слишком по-роснановски, чтобы потом сбежать и не отвечать.
А дальше начинается фотоэкскурсия на производство. Вы познакомитесь со всеми стадиями и сами оцените, сколько труда вложено в простую, казалось бы, железную фигушку в автомобиле, чтобы обеспечить нужные характеристики.
1. Рулевой наконечник начинается с простой заготовки.
2. Дальше ее необходимо разогреть до 1000 градусов. Раньше это делалось в печах, а сейчас используется ТВЧ-установка. Другими словами «индукционный разогрев». Чем-то схож с индукционными плитами у некоторых в домах.
3. Дальше в дело вступает гидравлический пресс, который готовит заготовку для механической обработки. В процессе прессовки образуются т.н. «фестоны» или выступы на краях, которые необходимо удалить вручную.
Уже на этой стадии производства появляются не только затраты на качественный металл, но и транспорт, хранение, электричество и первичную обработку. А путь рулевого наконечника только начался.
4. Заготовки поступают на обрабатывающий станок с ЧПУ и доводятся до своей конечной формы.
5. Дальше следует контроль качества и банальное «напильниковое» доведение изделия до идеала. Чтобы не было зазубрин, способных повредить механику руки или повлиять на работу узла в целом.
Ровно такая же процедура происходит и с рулевым пальцем — внутренней деталью рулевого наконечника. А потом добавляются комплектующие и производится окончательная сборка.
Технологическая карта производства этого конкретного рулевого наконечника содержит 44 операции. Каждая из операция затратна не только по зарплате, но и по расходным материалам и накладным расходам. Это еще не упоминая про заводские потребности: обеспечение гарантии, совершенствование техбазы, арендные и налоговые платежи, социальная помощь и амортизация.
Со стороны может показаться, что любой завод — это Клондайк. Однако я знаю как работают производители кемперов в Коломне, завод в Бийске, и понимаю, что это не распил бюджетов, и с воздуха ни одна копейка не падает. А прибыли временами такие, что владельцы вкладывают свои деньги в качестве инвестиций, чтобы завод продолжил работать или смог запустить производство нового продукта.
Что такого в регулируемом рулевом наконечники, с чего сыр-бор
Возникает вопрос: если так дорого и сложно, может не стоило изобретать велосипед? Однако тут я не соглашусь, как человек, прошедший не одно серьезное путешествие на автомобилях и понимающий ценность деталей, подлежащих ремонту в полевых условиях и в удаленных районах. А еще понимающий ценность ресурса деталей для внедорожников.
И вот тут появляется первый пункт: почти неисчерпаемый ресурс.
Первые опытные образцы были установлены на специальный испытательный стенд, моделирующий кинематику рулевого управления. Стенд работает уже несколько месяцев с частотой 60 оборотов в минуту, постоянно нагружая изделие. За время испытаний момент вращения пальцев почти не изменился. Стенд продолжает работать до сих пор и будет продолжать работать дальше.
Еще один предсерийный образец установили на автомобиль для ходовых испытаний. Предсерийный и серийный образцы отличаются пыльниками, а в остальном оставлены без изменений, так как показали свою профпригодность.
Не менее важным оказалось и повышение комфорта управления. После ходовых испытаний появились некоторые субъективные мысли, которые были озвучены следующим образом (далее цитата Хасана Карагужина, не просто директора завода, но и активного путешественника, ездящего на продукции своего завода, что своего рода показатель):
В 250 километрах от Бийска есть совершенно очаровательный уголок Алтайской природы, именуемый озером Телецкое – объект круглогодичного притяжения, летом – рыбалка, зимой – горные лыжи.
Только вот беда – дорога до него оставляет желать лучшего. Тратить бесценное время на дорогу, конечно же, не хочется, поэтому нахожусь в постоянном поиске автомобиля, который безопасно и за наименьшее время может доставить меня к берегу озера.
В арсенале для сравнения есть несколько машин. Некоторое время лидером был ТЛК. Он без лишних стрессов доставлял до места за 4 часа. УАЗ Патриот мог управиться за это же время, но езда могла превращаться в «гонки по вертикали», поддерживать среднюю скорость по убитому грейдеру в районе 90 км/час было проблематично. Поэтому и ездил на крузаке.
Когда на УАЗике установили наконечники собственного производства, в качестве испытаний решил съездить по этому маршруту. Без всякого напряжения на дорогу шло три часа тридцать минут. Грейдер толком даже не почувствовал. Конечно же, сам был удивлен, что такое незначительное изменение столь существенно повлияло на управляемость автомобиля. И тем не менее первое время считал эти изменения совпадением случайностей.
Только с появлением таких же отзывов от некоторых других пользователей во мне окрепло убеждение – рулевые наконечники нашего производства, кроме неограниченного ресурса, оказывают существенное положительное влияние на управляемость автомобиля.
Также без лишней скромности замечу, что те доработки, которые мы осуществляем установкой деталей нашего производства на бюджетный в общем-то внедорожник, делают его конкурентным даже среди лидеров мирового автопрома. Как доказательство могу предъявить фотографии сегодняшнего дня.
Один из таких лидеров мирно почивает под навесом…
В это время весь парк автомобилей УАЗ ежедневно в строю, выполняя и свои рабочие функции, и функции обычного семейного автомобиля для поездок на работу, в магазин и за детьми. И все это в регионе с не самыми простыми дорожными и климатическими условиями.
Единственной «ахиллесовой пятой» завода является антикоррозийная защита продукции. Сейчас это обычная покраска, не обеспечивающая должной защиты. Внедрение гальваники — это удар по экологичности производства, поэтому до последнего вопрос остается открытым: либо неприглядный внешний вид со временем эксплуатации, либо убрать пункт, что завод не работает с опасными для окружающей среды веществами и остается экофрендли.
Про критическое мышление
Почитал комментарии под статьей о выпуске продукции. Оставлю их в оригинале. Просто чтобы понимать, что «сколько людей — столько мнений». Однако одни будут пытаться делать что-то новое, а другие довольствоваться тем, что есть… просто «на кочках руль не держи, пусть там дрыгается»...
Я конечно не специалист по рулевым наконечникам, но у меня машине уже 10 лет из 3х наконечников был заменен только 1, на котором я по дурости порвал пыльник, а на втором по дурости начитавшись экзпердов с драйва полез смазочки добавить. 1 стоит заводской и 2 самые дешевые необлуживаемые.
А секрет прост.Едешь на кочках руль не держи, пусть там дрыгается немножко, заехал в колею не рули на месте тягу порвешь, рычаг выломаешь или наконечник убьешь ))) вот и все секреты
Вот же ж блин... Опять-двадцать пять... Хасан раз за разом распинается насчёт ценообразования перед потенциальными покупателями, напрочь лишёнными критического мышления... Уж скоро два десятиления минует, как он со товарищи выпускает качественную продукцию, а воз-и ныне там... Есть же стародавние поговорки:"Дорого-да мило, дёщево-да гнило." и "Я-не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи.". Ан нет... Всё вопрошают и вопрошают ленивые мозгами любители халявы... Всё никак в толк не возьмут, что чудес на свете не бывает. В экономике и производстве-точно не бывает!
Я лично не буду покупать регулируемый наконечник. В уазе и так полно мест где надо что-то подкручивать и подмазывать. Только появилось счастье, что не надо шприцевать и подтягивать наконечники, шкворни и вот опять.
Мне нужен продукт — поставил и забыл на 50-70-100 тысяч км.
Мне кажется, что хозяева машин, в основной своей массе, не очень любят(возможно от отсутствия условий), не то что часто, а даже когда это остро необходимо, лазить под машиной со шприцем для смазки шкворней и наконечников. Поэтому и регулировать усилие, мало кто будет, а потом пойдёт хай, что за хрень делаете. Может быть освоить производство, именно необслуживаемых наконечников, с большим ресурсом. Лично на моей машине стоит до сих пор завод и нет малейшего намёка на износ, пробег 140т.км и 10лет. Думаю, что они 200т.км пройдут в лёгкую. Здесь, при условии качества, мне кажется, можно реализовать и вашу задумку по натягу. Тут, никакой тайны нет, важна абсолютная герметичность узла трения и ресурс гарантирован, при наличии, конечно, качественных материалов и технологии производства, в чём Вы преуспеваете. За ресурсную деталь не жалко денег. Успехов Вам!
Надеюсь вам было интересно поразмышлять над превратностями российского машиностроения. Ну вот такой забавный производственный экскурс случился. Захотелось мне поддержать ребят, всеми силами старающихся что-то делать в стране, в которой многие производства уже опустили руки от бессилия. Рад, что у меня еще есть про кого писать, кто еще способен удивлять новыми продуктами.