Найти в Дзене

Сверхновая на музыкальном небосклоне

Ещё несколько слов о музыканте из Эфиопии. Он ворвался на небосклон эфиопской музыки в начале 2000-х как метеор и зажёгся на нём подобно сверхновой. Речь идёт о Тедди Афро. В эфиопской музыке всё зависит от текстов, и его тексты, богатые идиомами, аллюзиями и игрой слов, восхищают его поклонников с момента его появления на сцене. Тедди – довольно неоднозначная личность. Эфиопия многонациональна. В ней проживает великое множество народностей. Тедди, хотя и остается во многом амхарским музыкантом, пишет песни и на других языках, коих насчитывается в стране более восьмидесяти. И в этих песнях музыкант призывает молодое поколение гордиться достижениями своей страны, помнить и чтить историю своих предков. На стене в гостиной его дома висит портрет императора Теодроса II, короля-воина XIX века, чьё правление часто считают началом современной истории Эфиопии. Взгляды музыканта на эфиопскую историю вызывают ожесточённые споры со стороны многих его критиков, считающих, что правление Теодроса и

Ещё несколько слов о музыканте из Эфиопии. Он ворвался на небосклон эфиопской музыки в начале 2000-х как метеор и зажёгся на нём подобно сверхновой. Речь идёт о Тедди Афро. В эфиопской музыке всё зависит от текстов, и его тексты, богатые идиомами, аллюзиями и игрой слов, восхищают его поклонников с момента его появления на сцене.

Тедди – довольно неоднозначная личность. Эфиопия многонациональна. В ней проживает великое множество народностей. Тедди, хотя и остается во многом амхарским музыкантом, пишет песни и на других языках, коих насчитывается в стране более восьмидесяти. И в этих песнях музыкант призывает молодое поколение гордиться достижениями своей страны, помнить и чтить историю своих предков. На стене в гостиной его дома висит портрет императора Теодроса II, короля-воина XIX века, чьё правление часто считают началом современной истории Эфиопии. Взгляды музыканта на эфиопскую историю вызывают ожесточённые споры со стороны многих его критиков, считающих, что правление Теодроса и других императоров олицетворяло собой феодализм и империализм и характеризовалось завоеванием и подчинением других этнических групп. Поклонники Тедди, в свою очередь, считают, что император Теодрос объединил страну и противостоял европейскому колониализму. Всё это приводит к тому, что вокруг имени и личности Тедди Афро в Эфиопии бушуют самые нешуточные страсти. Нет никакого сомнения, что Тедди – это событие на эфиопской сцене, не оставляющее никого равнодушным. У одних его персона вызывает восторг и обожание, у других – самое острое неприятие. Но давайте поговорим не об этом. Я предлагаю прикоснуться к лирической составляющей творчества знаменитого музыканта, которая была особенно характерна для раннего периода его музыкальной деятельности.

Наш герой вырос в семье артистов. Его глубокая страсть к музыке проявилась с самых юных лет. Особенно сильное влияние на музыканта оказала традиционная эфиопская музыка, а также регги и поп-музыка. Напомню, отец певца Кассахун Гермамо был довольно разносторонним человеком и даже имел собственную музыкальную студию. Там, в этой студии юный Теодрос и проводил многочисленные часы, вырабатывая свой неповторимый стиль и оттачивая мастерство. Именно в это время Тедди начал сочинять песни собственного производства. Очень часто это были лирические песни, центральное место в которых занимала тема любви.

В апреле нынешнего 2025 года одну из таких песен Тедди Афро подверг обработке ещё один разносторонне одаренный эфиоп – диджей Джоп (DJ JOP), известный в своей стране клубный диск-жокей, исполнитель мэшапов и один из первых видео-диджеев Эфиопии, удостоенный премии Pioneer Award.

DJ JOP в эфире эфиопской радиостанции
DJ JOP в эфире эфиопской радиостанции

Именно её я и предлагаю послушать моим любознательным читателям, если таковые вдруг обнаружатся. Это песня Тедди под названием “Мона Лиза” с его дебютного альбома 2001 года Abugida. Первые два из трех куплетов песни звучат в танцевальной обработке популярного диджея (см. раздел «Видео»). Кстати, буквально через несколько лет после дебюта музыка певца обретёт более сложное звучание. Но именно ранние работы Афро заложили основу для его будущей карьеры популярного музыканта. Преодолевая социальные, этнические, культурные и иные барьеры, музыка Тедди с её лирической глубиной находит отклик у самых разных людей.

А ещё предлагаю отрывок из автобиографии Тедди Афро, написанной им в довольно странной манере – от третьего лица. Надеюсь, вам это также будет интересно:

…Отец был человеком искусства. Он стал театральным дирижером. Ему доставляло удовольствие наблюдать за людьми, творившими историю, и подшучивать над ними, меняя голос и манеру речи. Он влюбился. Молодая леди, которую он увидел, не разочаровала его. Они стали близки. Он восхищался её стилем танца. Она оценила его обаятельные ухаживания. Они поженились. Прошли месяцы, известный мастер сцены с его афоризмами и стилем, и его жена с её умением танцевать блистали на сцене. Через некоторое время шестнадцатилетняя танцовщица родила мальчика. Она и её муж, который был предан искусству, усердно демонстрировали публике свои таланты. Они наслаждались искусством и не могли предсказать, каким будет жизненный путь мальчика и его судьба.

Мать не занимала себя вопросом, как назвать сына. Не просила она в этом помощи и у своих друзей. Она пригляделась к висевшей на стене картине. Знакомый художник подарил ей как-то картину с изображением Атсе Теодроса (император Эфиопии, объединивший страну в единую империю). “Кассахун… Касса! ...” - произнесла она мысленно имя своего мужа и назвала сына Теодросом. Теодрос Кассахун вырос. Ему исполнилось пять лет. На его шестом дне рождения матери не было. Супруги стали жить раздельно. Ответственность за воспитание ребенка взял на себя отец. Мальчик рос высоким. Взрослел. Своим большим сердцем маленький мальчик понимал своего отца. Он знал, что тот любит его. Он замечал, что дома отец хранил молчание, хотя за его пределами всегда был веселым человеком.

Мать оставила карьеру танцовщицы и стала офисным секретарем, а отец стал радиожурналистом, покинув сцену. Мальчик, который видел по ТВ, как танцует его мать, и слышал по радио шутки отца и его разговорный стиль, был буквально поглощен чувством, которое испытывал к искусству. На пороге отрочества он исписал целую тетрадь стихов и отнес её своей матери. Однако та не обратила на неё большого внимания. Он вернулся домой и попытался объяснить отцу, как он любит музыку. Но тот не поддержал его. Оба его родителя помнили о годах, проведенных на сцене. Единственным сокровищем, оставшимся у них, было восхищение зрителей и слушателей, а их единственной славой стала цена, которую они заплатили за искусство. Ему такого наследия они не желали.

Тедди у себя дома. Тихо! Маэстро работает. Фото из открытых источников
Тедди у себя дома. Тихо! Маэстро работает. Фото из открытых источников

Отец пытался переубедить сына, по мере того как тот рос и набирался сил. Он пытался подбодрить его, рассказывая о своих желаниях и показывая путь, по которому тот должен идти. Ребенок же влюбился в музыку. Тайно. Он сочинял свою музыку, взяв за основу жизнь своих родителей, посвятивших себя искусству. Он отошел от стандартной любовной лирики и стиля пения. И как в случае с другими слушателями, он сразу же пришелся по душе своим родителям.

Мать ухаживала за своей больной сестрой, прикованной к постели, когда он запел “тизиту”*. Она была удивлена, когда увидела его, и ошеломлена, когда услышала, как он поет. Когда он закончил петь, она обнаружила себя сидящей перед телевизором, и она даже не помнила, как она там оказалась. Отца же песня его единственного сына привлекла больше, чем истории о расследовании преступлений, которые он привык рассказывать своим слушателям по радио. И он уже больше не давил на своего сына, как раньше.

Отец невозмутимо делился своим счастьем с друзьями. Он испытывал гордость, когда они восхищались его сыном. Когда песни мальчика с его уникальными текстами и мелодиями зазвучали по всей стране, а слушатели стали восторгаться и хвалить их, отца в живых уже не было. А он продолжал создавать тексты и мелодии. Он упорно продолжал работать для себя и для других. Его преданность делу щедро вознаграждалась любовью. Никто не мог предсказать его жизненный путь. Никто не мог предсказать его судьбу…

__________

*Тизитá (амхар.: ትዝታ; "ностальгия" или "тоска") – популярный музыкальный жанр в Эфиопии и Эритрее, одна из пентатоник этнической группы амхарá .