Найти в Дзене
Алекс Даймондов

Донован вспоминает...

Loudersound 24.12.25 Хью Филдер Hugh Fielder ( Classic Rock, Louder ) #donovan #beatles #rollingstones #bobdylan #classicrock Пионер фолк-рока Донован о джеме с Маккой и Диланом, столкновениях с Джоном Полом Джонсом и медитации с Дэвидом Линчем. Лучшее 2025 года журнала `Classic Rock`: Наша вторая по популярности прочтения история 2025 года, что странно, — это архивное интервью с британским фолк-певцом Донованом. Изначально написанная в 2008 году, она до сих пор остаётся увлекательным путешествием по прошлому. Будучи первым британским фолк-певцом, попавшим британские поп-чарты, Донован вошёл в Топ-5 с первым синглом Catch The Wind «Поймай Ветер» в начале 1965 года. К концу того года «британский Боб Дилан» выпустил ещё два хитовых сингла, два успешных альбома и один хитовый EP. По мере того как «цветочная сила хиппи» расцветала, росла и популярность Донована, когда такие песни, как Mellow Yellow, Sunshine Superman, Hurdy Gurdy Man и Barabajagal, впитывали рок- и джазовые прелести. Он с

Loudersound 24.12.25 Хью Филдер Hugh Fielder ( Classic Rock, Louder ) #donovan #beatles #rollingstones #bobdylan #classicrock

Пионер фолк-рока Донован о джеме с Маккой и Диланом, столкновениях с Джоном Полом Джонсом и медитации с Дэвидом Линчем.

Донован в 1960-х годы (Фото: Дэвид Редферн/Getty Images)
Донован в 1960-х годы (Фото: Дэвид Редферн/Getty Images)

Лучшее 2025 года журнала `Classic Rock`: Наша вторая по популярности прочтения история 2025 года, что странно, — это архивное интервью с британским фолк-певцом Донованом. Изначально написанная в 2008 году, она до сих пор остаётся увлекательным путешествием по прошлому.

Будучи первым британским фолк-певцом, попавшим британские поп-чарты, Донован вошёл в Топ-5 с первым синглом Catch The Wind «Поймай Ветер» в начале 1965 года. К концу того года «британский Боб Дилан» выпустил ещё два хитовых сингла, два успешных альбома и один хитовый EP. По мере того как «цветочная сила хиппи» расцветала, росла и популярность Донована, когда такие песни, как Mellow Yellow, Sunshine Superman, Hurdy Gurdy Man и Barabajagal, впитывали рок- и джазовые прелести.

Он сошёл с карусели мейнстрима в начале 70-х, прежде чем она превратилась в беговую дорожку, и время от времени записывался и гастролировал. После того как британская рок-группа The Happy Mondays способствовала его возрождению в начале 90-х своей песней «Донован» из альбома Pills 'N' Thrills & Bellyaches, Донован записал LP Sutras с продюсером Риком Рубином в 1994 году. В 2008 году он встретился с репортёром журнала чтобы вспомнить своё космическое путешествие и некоторых выдающихся персонажей, с которыми он познакомился по пути.

***

Брайан Джонс.

Однажды в 1964 году Брайан Джонс вошёл в студию в подвале на Denmark Street. Он услышал о новеньком парне на районе. Он вошёл в студию и увидел, что я делаю.

Брайан Джонс.
Брайан Джонс.

Он договорился обо мне с ведущим Элканом Алленом на телевизионном поп-шоу Ready Steady Go. Я выступал там три недели — полностью живьём, без предварительной записи. И это меня настроило на успех. После этого я встретил девушку, Линду Лоуренс, которая стала моей музой и женой. У неё был ребёнок от Брайана. Я даже не знал об этом, когда встретил её. Так образовался этот очень интересный кармический треугольник. А в следующем году мы будем отмечать годовщину этого треугольника — 40 лет со дня смерти Брайана.

Боб Дилан

Всё было не так, как в фильме «Не оглядывайся». Мы встречались раньше, недолго. Фолк встретился с роком, когда Дилан, Джоан Баэз и я были вместе в мае 1965 года. У меня уже был хит Catch The Wind, а Боб и Джоан, оба выпустили синглы из своих альбомов — у Джоан был There But For Fortune, а у Дилана — The Times They Are A Changing. Было ясно, что Боб переходит на электро-рок, а я — на электрический фолк-джаз. Также было ясно, что мы собираемся с этим делать, потому что через несколько дней Боб познакомил меня с The Beatles.

The Beatles

Донован с Махариши Махеш Йоги, The Beatles и их свитой в Индии в 1968 году (Фото: Keystone Features/Hulton Archive/Getty Images)
Донован с Махариши Махеш Йоги, The Beatles и их свитой в Индии в 1968 году (Фото: Keystone Features/Hulton Archive/Getty Images)

Легендарный библиограф Битлз Мартин Льюис сказал мне: «Ты сам этого не знаешь, Дон, но у тебя было больше социальных, музыкальных и духовных контактов с этими четырьмя парнями, чем с кем-либо из твоего поколения» В то время, конечно, мы были молоды и сумасшедшие, и не знали, как долго это продлится.

Джордж и я были ближе всего из-за наших духовных связей и книг, которые мы оба читали. С Джоном было интересно находиться рядом; он не терпел жизнерадостных дураков. Пол был полон света, энергии и приколов, и мы постоянно подшучивали друг с другом. Мы пытались писать песни вместе, но это было невозможно, потому что каждая моя идея зажигала его, и каждая его идея зажигала меня.

Но настоящая дружба завязалась в Индии. Позже Джордж сказал, что меня можно услышать по всему «Белому» альбому Битлз. У нас были только акустические гитары, и именно тогда мы по-настоящему узнали друг друга.

[В Индии Донован показал Леннону и Маккартни стиль игры на гитаре перебором фингер-пикинг, который сам он перенял у своего старого друга Мака Макклауда и часто наигрывал в своих песнях. Джон Леннон использовал этот стиль в песнях «Dear Prudence» и «Julia», а Пол Маккартни в «Blackbird»и «Mother Nature’s Son»]

Марк Болан.

Марк спросил, может ли он выступить у меня на разогреве на моём выступлении в Королевском Альберт-холле. Он играл там со своей глэм-поп группой T. Rex, и они сидели, скрестив ноги, на полу, как и я. Но в внутри Марка Болана спал маленький рок-н-ролльный человечек. Мы встретились снова во время его восхода к славе в забавной маленькой квартирке возле Марбл-Арч. Он привёз из Токио две маленькие металлические игрушки-динозавры и сказал: «Хочешь сразиться?» У нас были два жестяных тиранозавра, которые начали сражаться друг с другом, и они издавали всякие рычащие звуки, и у них из пасти вырывались маленькие клубочки талька.

Я записывал с ним в Мюнхене примерно за год до его смерти — рок-версию песни Lalena, но она потерялась где-то у него дома. Я просил его сына Роланда, найти её, но никаких её признаков не обнаружилось. [Чуть позже её перепели Род Эванс и Deep Purple]

Микки Мост

Микки Мост.
Микки Мост.

Продюсер и звукорежиссёр Микки Мост был Филом Спектором Британии. Он был настоящий экспериментатор. Нас представил Аллен Кляйн в рамках контракта с лейблом пластинки. Аллен сказал: «Вот ваш продюсер.» Микки сказал: «Ты делаешь, что хочешь в своих альбомах, а выберу из них синглы» И это открыло для меня целый мир.

Студия стала для меня мастерской богемного художника. А Микки говорил: «Я возьму для синглов песни Mellow Yellow, Sunshine Superman, Hurdy Gurdy Man. Я не знал, станут ли эти песни популярными, а Микки сразу понял. И у него было инстинктивное чувство: «Убери это, вставь то» И всё сработало. Жаль, что мы больше не работали вместе. Я бы хотел записать с ним ещё один альбом.

Джон Пол Джонс

Джон Пол Джонс
Джон Пол Джонс

Наша первая встреча была немного напряжённой. Он пришёл аранжировать мою песню Mellow Yellow «Сочно-желтый» [на сленге ЛСД], и в ней был потрясающий акцент новоорлеанского блюза. Но когда я прослушал воспроизведение, что-то звучало не так, как я хотел. Я не знал, что это. Я хмурюсь, а Джон смотрит на меня сердито, потому что подумал, что это он сделал что-то не так. Я говорю: «Да нет, просто что-то не то... нет мягкости (расслабленности)". А Микки Мост говорит: «Ну, чёрт возьми, узнай, что это за хрень» И тогда один из валторнистов говорит: «Я знаю, что имеет в виду Дон. Надо «надеть шляпы». А Микки спрашивает: «Ради всего святого, это ещё что?» А главный валторнист говорит: «Приглуши, Микки, добавь сурдины в духовые» Так что они повторили запись, «приглушив инструменты» сурдинами в духовых, и все сказали: «Вау!». Теперь всё зазвучало расслабленно и сочно».

Джефф Бек.

Джефф Бек.
Джефф Бек.

Когда Микки Мост впервые услышал мою песню Barabajagal «Гу-гу-бара`баджэгал», он не мог понять ни слова. В то время он работал над альбомом Джеффа Бека Beck-Ola и предложил мне пригласить эту группу, чтобы посмотреть, что они смогут сделать. Однажды утром группа пришла - все кроме Джеффа, и я показал им её аккорды. В конце концов Джефф заходит, садится и молчит. Микки Мост говорит: «Ладно, Джефф, доставай свою гитару» Джефф оглядывается и спрашивает: «А где она?» Роуди привезли все остальные инструменты, но не гитару Джеффа. Она оказалась заперта в фургоне в Манчестере. Джефф говорит: «Полагаю, мы могли бы взять мне одну на прокат» Так что был сделан звонок: Джеффу Беку нужен отличный Фендер Стратокастер. Одна из гитар подошла, и мы провели сессию

Найджел Кеннеди.

Найджел Кеннеди.
Найджел Кеннеди.

Он выступал на летнем фестивале классической музыки Proms, и Джефф Бек появился там - они собирались вместе сыграть песню, посвящённую мне, чтобы начать его новый альбом, но у них оказалось слишком мало времени для этого. Линда [- жена и муза Донована] и я уже много лет дружим с Найджелом и его женой Агнешкой. Каждый раз, когда я прихожу на его концерты, мы играем акустическую версию Hurdy Gurdy Man, а он безумно играет на своей скрипке.

Джими Хендрикс

Джими Хендрикс на сцене в 1967 году (Фото: Боб Бейкер/Redferns))
Джими Хендрикс на сцене в 1967 году (Фото: Боб Бейкер/Redferns))

Я видел его в [лондонском клубе] Bag O'Nails. Там были все: Stones, The Beatles, The Who, The Kinks. Час Чендлер, менеджер Хендрикса пригласил всех. Это он его открыл Англии. Он сказал мне: «У меня есть для него джазовый барабанщик и бас-гитарист.» И его выступление было просто невероятное. Такое великолепное сочетание музыкантов.

После этого я почти не видел его, потому что мы все ездили в туры, все стали знаменитыми, и наши пути пересекались лишь изредка. Но когда я сочинял свою песню Hurdy Gurdy Man «Шарманщик», я думал о Джими. Я сказал Микки Мосту: «Это для Хендрикса.» А он ответил: «Нет, это не так, она для тебя» Я предложил: «Давай попросим Хендрикса сыграть её». Микки позвонил Часу, который сказал: «Джими постоянно выступает с концертами – он занят» Так, у нас на записи появился Джимми Пейдж. И разве мы не рады этому? Потому что то, что из этого вышло, благодаря Джимми, Микки Мосту и Джону Полу Джонсу, было каким-то языческим кельтским рок-н-роллом, а не копией американского рок-н-ролла.

Шон Райдер

Я выступал в Манчестере, когда мой приёмный сын Джулиан - сын Брайана Джонса и Линды Лоуренс, сказал: «В фургоне сзади пять ребят, и они говорят, что приехали за тобой, чтобы забрать тебя в Асьенду. Я сказал им: «Я помню Манчестер, но не помню там этой усадьбы. Так что не в этот раз, ребята».

Позже я познакомился с Шоном и его братом Полом, когда услышал их британскую рок-группу Happy Mondays. Линда и я поняли, что они — Rolling Stones 80-х. Было слышно, что именно они будут вести дальнейший путь рок-н-ролла. А потом братья Шон (вокал) и Пол (бас) влюбились в наших двух дочерей. Сначала это было довольно страшно, потому что мы не знали, как они воспримут это манчестерское безумие [их группу]. Но Линда не боялась. Ориол и Шон влюблялись друг в друга, а позже расстались, но у них родилась красивая девушка по имени Коко.

Рик Рубин

Рик Рубин
Рик Рубин

В 1994 году он позвонил мне и спросил: «Хочешь записать со мной альбом?» И я задумался, кто он такой. Потом я узнал, что он медитирует, как и Дэвид Линч и я. А когда я пришёл к нему домой, то обнаружил, что его книжные полки были забиты книгами о духовных путях и медитации. Он — настоящий талант. Он говорил очень мало, но мы делали прекрасную музыку и создали альбом Sutras. Это был поворотный момент в моей карьере, потому что я понял, что хочу продолжать записывать альбомы на этом уровне. Я немного забросил музыку, но вернулся с Риком. Я бы поставил Рика на одно место с Микки Мостом, Джорджем Мартином и Филом Спектором. Потому что он слышит любую песню. Он знает, что песня — это всё. Он также знает, чего хочет, но также хочет, чтобы исполнитель вышел вперёд, и знает, что не должен ему мешать.

Донован Please Don't Bend — фестиваль авторов песен в Белфасте и Нэшвилле — YouTube – по ссылке.

Дэвид Линч

Дэвид Линч
Дэвид Линч

Дэвид и я оба чужаки в нашем собственном искусстве. Он — аутсайдер – «белая ворона» в мире кино, и никто не может понять, чем я на самом деле занимаюсь. Это создало крепкую связь между нами, и мы объединились, чтобы продвигать трансцендентальную медитацию.

Эта статья впервые была опубликована в выпуске №128 Classic Rock (январь 2009 года)

Обложка выпуска журнала Classic Rock №128 с изображением Deep Purple. (Фото: Future)
Обложка выпуска журнала Classic Rock №128 с изображением Deep Purple. (Фото: Future)
Donovan on Macca, Dylan, John Paul Jones and meditating with David Lynch

Хотите оказать помощь автору перевода: Карта Сбербанка – 2202 2014 8304 3630

Подписывайтесь. Ставьте лайки. Вот ссылка на мой канал https://zen.yandex.ru/id/603b424d78039b503bcde861

Или читайте в ВК в группе https://vk.com/greta_van_fleet

Сохраните себе и заходите когда вам будет угодно, а не когда Дзен покажет.