Найти в Дзене

История Ярославского (Северного) вокзала Москвы.

Ярославский вокзал является одним из десяти столичных вокзалов, он расположен в Красносельском районе Москвы на Комсомольской площади. Именно отсюда начинается история развития Северной железной дороги, которая неразрывно связана с историей развития г. Мытищи. Первое здание вокзала было построено по проекту архитектора Романа Кузьмина в 1862 году, для обслуживания участка железной дороги Москва — Сергиево. Спустя всего восемь лет, железную дорогу продлили до Ярославля, а также решили расширить и реконструировать вокзал по проекту архитектора И.В. Штрома . Первоначальное здание Троицкого вокзала представляло собой небольшое двухэтажное здание П-образной формы, задняя часть которого выходила к ж/д платформам. Левое и правое крыло вокзала включало в себя залы ожидания для разных классов пассажиров, а второй этаж занимало правление Московско-троицкой железной дороги. 18 августа 1862г. было торжественно открыто движение поездов до Сергиева Посада, время в пути составляло всего два часа, в
-2

Ярославский вокзал является одним из десяти столичных вокзалов, он расположен в Красносельском районе Москвы на Комсомольской площади. Именно отсюда начинается история развития Северной железной дороги, которая неразрывно связана с историей развития г. Мытищи. Первое здание вокзала было построено по проекту архитектора Романа Кузьмина в 1862 году, для обслуживания участка железной дороги Москва — Сергиево. Спустя всего восемь лет, железную дорогу продлили до Ярославля, а также решили расширить и реконструировать вокзал по проекту архитектора И.В. Штрома . Первоначальное здание Троицкого вокзала представляло собой небольшое двухэтажное здание П-образной формы, задняя часть которого выходила к ж/д платформам. Левое и правое крыло вокзала включало в себя залы ожидания для разных классов пассажиров, а второй этаж занимало правление Московско-троицкой железной дороги. 18 августа 1862г. было торжественно открыто движение поездов до Сергиева Посада, время в пути составляло всего два часа, вместо суточного путешествия гужевым транспортом по Троицкому тракту.

К 1870 году окончилось строительство железнодорожной магистрали до Ярославля, в связи с чем увеличился пассажиропоток, а вокзал переименовали в Ярославский.

Так как здание не справлялось с возросшим количеством пассажиров, его решили реконструировать. Изначально работы поручили главному архитектору домостроительного общества Льву Кекушеву, автору проектов ж/д вокзалов в Мытищах и Пушкино. Под его руководством в 1895—1897 годах перестроили восточное крыло вокзала. Современный вид Ярославский вокзал получил в результате реконструкции 1903—1904 года.

Автором нового архитектурного замысла стал Фёдор Шехтель. Начальник Ярославской железной дороги Н. Казаков заказал архитектору здание в «северорусском стиле с некоторым монастырским оттенком».

Новый проект получил единогласное одобрение заказчиков, а также понравился императору Николаю II. Шехтель сохранил часть существующего здания, расширив только пассажирскую зону за счёт двух боковых корпусов со стороны Каланчёвской площади и одного у заднего фасада. Он использовал новые для того времени материалы, железобетон и металлоконструкции, что значительно удешевило и облегчило строительство. Работы велись с 1902 – 1906 г. Новое здание превосходило старое по площади более чем в три раза. Правую часть строения занимали служебные и парадные помещения, левую — залы ожидания. Второй этаж традиционно отвели под кабинеты членов правления железной дороги, там же обустроили зал заседаний.

В 1922 г. Ярославский вокзал переименовали в Северный.

20 июня 1929 года с Северного вокзала отправился первый в России пригородный поезд на электрической тяге, для которого от Москвы до Мытищ протянули контактный провод. В этот период здание вокзала уже не справлялось с увеличившимся пассажиропотоком, и через два года его вновь реконструировали. Железнодорожные пути отодвинули, увеличив внутреннюю часть строения.

Во время реконструкции 1962—1966 годов вокзалу вернули его старое название, железнодорожные пути отодвинули ещё раз и между крыльями старого здания возвели двухэтажную пристройку с кассовым залом и новым залом ожидания, оформленным железобетонными сводами второго этажа.

В августе 2000 года на Ярославском вокзале были установлены турникеты для прохода на платформы пригородных поездов.