Найти в Дзене

Дрожь земли: какие станции метро построят после "Путиловской" и "Юго–Западной"

Итогом 2025 года в метростроении Петербурга должно стать открытие двух новых станций метро — "Путиловской" и "Юго-Западной". Их запуск запланирован на 26 декабря. Следующих придётся ждать несколько лет, если сроки сдачи вновь не перенесут. Как рассказали "ДП" в пресс-службе комитета по строительству, в 2025 году работы велись на двух ветках метрополитена. Это продолжение Невско-Василеостровской линии (НВЛ) в сторону станции метро "Каменка", а также участок Красносельско-Калининской линии (ККЛ) — от "Путиловской" до "Каретной". Всего на строительство в этом году город выделял 35 млрд­ рублей. В данный момент завершается подготовка к запуску двух новых станций: "Путиловская" и "Юго-Западная". "Срок ввода в эксплуатацию — декабрь 2025 года", — заявили "ДП" в АО "Метрострой Северной столицы" (МCC). По данным администрации города, конкретная дата — 26 декабря. Как уточнили в МСС, двухпутный тоннелепроходческий комплекс "Надежда" проходит новый пусковой участок зелёной линии. Щит миновал "Бо
Оглавление
   Станция метро "Путиловская" Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Станция метро "Путиловская" Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Итогом 2025 года в метростроении Петербурга должно стать открытие двух новых станций метро — "Путиловской" и "Юго-Западной". Их запуск запланирован на 26 декабря. Следующих придётся ждать несколько лет, если сроки сдачи вновь не перенесут.

Как рассказали "ДП" в пресс-службе комитета по строительству, в 2025 году работы велись на двух ветках метрополитена.

Это продолжение Невско-Василеостровской линии (НВЛ) в сторону станции метро "Каменка", а также участок Красносельско-Калининской линии (ККЛ) — от "Путиловской" до "Каретной". Всего на строительство в этом году город выделял 35 млрд­ рублей.

В данный момент завершается подготовка к запуску двух новых станций: "Путиловская" и "Юго-Западная". "Срок ввода в эксплуатацию — декабрь 2025 года", — заявили "ДП" в АО "Метрострой Северной столицы" (МCC). По данным администрации города, конкретная дата — 26 декабря.

Где строили метро в 2025 году

Как уточнили в МСС, двухпутный тоннелепроходческий комплекс "Надежда" проходит новый пусковой участок зелёной линии. Щит миновал "Богатырскую" (следующая станция после "Беговой"), направился под ЗСД и с начала декабря находится в границах станции "Каменка".

"В 2025 году стартовала полноценная проходка на втором пусковом участ­ке Красносельско-Калининской линии. На отрезке задействованы три щита диаметром 5,6 м. Один из них, "Вера", — горнопроходческий комплекс, изготовленный Обуховским заводом специально по заказу петербургских метростроителей", — говорят в МСС.

Уточняется также, что ещё один щит советского производства осенью начал движение в сторону будущей станции "Лиговский проспект 2" и терминала ВСМ.

Тем временем город вовсю готовится к открытию участка от "Путиловской" до "Юго-Западной".

"Декабрьские предновогодние запуски станций метро, как правило, практически никогда не переносили на более поздние сроки. Это уже давняя добрая традиция, причём не только российская, но и советская. Например, участок от "Площади Ленина" до "Академической" сдавали 31 декабря 1975 года. Станцию "Парнас" открывали 22 декабря 2006 года, первую очередь Фрунзенского радиуса до "Волковской", включая "Бухарестскую" и "Международную", запускали в декабре. "Горный институт" опять же год назад пустили", — объясняет инженер, автор просветительского проекта "Человек-метро" Дмитрий Графов.
   Станция метро "Юго-Западная" Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Станция метро "Юго-Западная" Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Сколько денег потратят на метро

В 2026 году в рамках адресной инвестиционной программы на стройку метро планируется выделить 51 млрд­ рублей, говорят в комитете по строительству. В 2027 году объём финансирования составит 80 млрд рублей, в 2028-м — 86 ­млрд рублей. Всего же до 2028 года город собирается потратить около 217 ­млрд рублей.

Как следует из документа, опубликованного в начале этой недели, в следу­ющем году на участок от "Юго-Западной" до "Путиловской" выделят 14,9 млрд рублей. В целом на проект и стройку коричневой линии уйдёт ещё 14,7 ­млрд рублей (6,4 млрд рублей пойдёт на участок от "Путиловской" до "Каретной" и 8,3 млрд — от "Каретной" до "Суворовской 1").

Полмиллиарда рублей отправится на открытый в прошлом году отрезок оранжевой линии от "Спасской" до "Горного института", и столько же — на проектирование участка от "Комендантского проспекта" до "Коломяжской" фиолетовой линии.

Почти 1 млрд рублей потратят на "Театральную". Ещё 16,5 млрд уйдёт на отрезок от "Беговой" до "Каменки" на зелёной ветке. Согласно документу, 2 ­млрд уйдут на электродепо "Красносельское" шестой линии и всего 1 млн — на депо "Правобережное" четвёртой линии.

В документе также фигурирует станция метро "Кудрово" оранжевой ветки. В 2026-м на неё выделят тоже 1 млн рублей. При этом губернатор Лен­области Александр Дрозденко на днях говорил, что станция "Кудрово" может появиться уже в 2029 году.

   Станция метро "Путиловская" Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Станция метро "Путиловская" Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Как меняются планы развития метро

Следующие станции, которые откроют после "Путилов­ской" и "Юго-Западной", — это "Богатырская", "Каменка" и "Театральная". Далее откроются "Броневая", "Заставская", "Боровая" и "Каретная".

При этом сроки открытия станций время от времени сдвигаются. Тем не менее опрошенные "ДП" эксперты считают, что сроки строительства и открытия новых станций метро в Петербурге в последнее время ускорились.

"До 2024 года у нас станции открывались раз в 5 лет. После двухлетнего перерыва до 2028 года задуман чуть ли непрерывный ежегодный запуск до ­2035-го, если что-то не изменится. Во многом это происходит из–за того, что пошёл полноценный процесс строительства. Все необходимые ресурсы и инструменты, которые могли использовать, уже задействованы: от создания дочерней компании "МетроПроект" при АО "Метрострой Северной столицы" для проектирования станций и до щитов, которые были приняты, заказаны и начали работать", — говорит транспорт­ный аналитик Владислав Булгаков.

Впрочем, по мнению экс­пертов, город на данный момент не даёт определённости в дальнейших планах развития метро.

"Те или иные проработки ведутся на совершенно различных направлениях, что может перегревать застройку удалённых районов, создавая новые транспортные проблемы", — полагает руководитель проектов в компании STEP City Георгий Фролов.

Эксперт обращает внимание на тренд в области оптимизации ряда станций в пользу более длинных перегонов. Так, более редкие станции заложены в предпроектные решения продления пятой линии или, например, из планов по шестой ветке "исчезает" станция в районе Смольного.

По мнению эксперта, подобные решения имели место в метростроительной практике. Однако они могут иметь негативные последствия, как, например, из-за отсутствия станции "Адмиралтейская-2" на "зелёной" линии. Из-за того, что станции нет в востребованном месте пассажирам приходится тратить больше времени на поездки, они выбирают личный транспорт вместо метро, и значительная часть пассажиропотока оказывается не охвачена.

"Главной надеждой под конец года становится планируемый пересмотр решений по южному участку шестой линии. Из-за сложностей с геологией не самый удачный проект может лечь на полку, а в новом уже рассматриваются станции, имеющие лучшую доступность, например, на проспекте Ветеранов, а также отказ от явно неудачной станции на Брестском бульваре", — рассказывает Георгий Фролов.

Ещё один положительный тренд, который отмечают эксперты — предложения города о возвращении станций так называемого односводчатого ленинградского типа. По словам Дмитрия Графова, в настоящее время их в Петербурге 15. Первые такие станции построили в 1975 году, однако позже от данного решения на длительный период отказались.

"Самые яркие станции под куполом, которые знает, наверное, каждый житель Петербурга — это, например, "Площадь Мужества", "Садовая", "Старая Деревня", "Проспект Большевиков", "Ладожская". Сейчас стало понятно, что это хороший вариант для сокращения сроков строительства. Несмотря на колоссальный объем породы, которую нужно изымать из-под земли и выдавать на поверхность, за счёт высокой степени механизации эти станции обеспечивают быстрые темпы строительства. Такое решение рассматривают для "Лиговского проспекта-2". Это является важным сигналом того, что город серьёзно намерен предпринимать конкретные действия для сокращения сроков стройки станций глубокого заложения. От них нам, к сожалению, никуда не деться на значительной части Петербурга из-за плотной застройки и слабых грунтов у поверхности", — считает Дмитрий Графов.

Читать статью на сайте