Найти в Дзене

Мурманский балкерный терминал диверсифицирует грузы через калийные удобрения

Грузооборот почти всех портов Арктики продолжает падать. Так, по итогам 11 месяцев 2025 года порт Мурманск обработал 3,5 млн тонн грузов, что на 8,7% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. В непростых условиях работает и Мурманский морской рыбный порт, и Мурманский морской торговый порт. Первый зависит от разных факторов, влияющих на освоение рыбных квот (например, от антироссийских санкций или моратория на вылов мойвы), второй сильно просел по грузообороту из-за нерентабельности угля, составлявшего основу его базы. В меняющихся условиях экономики торговый порт и Мурманский балкерный терминал (оба входят в состав «Портового альянса») работают над диверсификацией грузов. Так, для Мурманского морского торгового порта перспективной стала перевалка железорудного концентрата и еще одна потенциальная точка роста – контейнерные перевозки. Правительство Мурманской области подписало соглашение с китайской компанией New New Shipping Line о развитии контейнерных перевозок. «Сейчас активно п

Грузооборот почти всех портов Арктики продолжает падать. Так, по итогам 11 месяцев 2025 года порт Мурманск обработал 3,5 млн тонн грузов, что на 8,7% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.

В непростых условиях работает и Мурманский морской рыбный порт, и Мурманский морской торговый порт. Первый зависит от разных факторов, влияющих на освоение рыбных квот (например, от антироссийских санкций или моратория на вылов мойвы), второй сильно просел по грузообороту из-за нерентабельности угля, составлявшего основу его базы. В меняющихся условиях экономики торговый порт и Мурманский балкерный терминал (оба входят в состав «Портового альянса») работают над диверсификацией грузов.

Так, для Мурманского морского торгового порта перспективной стала перевалка железорудного концентрата и еще одна потенциальная точка роста – контейнерные перевозки. Правительство Мурманской области подписало соглашение с китайской компанией New New Shipping Line о развитии контейнерных перевозок.

«Сейчас активно подбираем площадку в порту Мурманск», — рассказал по итогам подписания соглашения губернатор Андрей Чибис.

По неподтвержденной пока информации, такой площадкой может стать как раз торговый порт. При этом с контейнерами хочет работать и порт Архангельска, что составляет прямую конкуренцию Мурманску.

Для Мурманского балкерного терминала перспективный вид грузов – химические удобрения. В конце декабря здесь начали загружать калийными удобрениями первое судно. По экспортному контракту оно уйдет в Южную Америку. За 2026 год терминал (единственный за Полярным кругом, специализирующийся на перевалке минеральных удобрений) готов отработать по данному контракту с компанией-трейдером 1,5 млн тонн калийных удобрений.

«Стабильного грузопотока больше нет, поэтому надо работать в условиях меняющегося рынка. Мы с «Портовым альянсом» провели большую работу, потому что клиентам нужны комплексные решения. Повышающиеся тарифы на железнодорожные перевозки приводят к тому, что мы работает на нижней границе рентаьельности», — рассказывает исполнительный директор Мурманского морского торгового порта и Мурманского балкерного терминала Павел Олейник.

В частности, в терминале модернизировали складскую инфраструктуру (до 16 тысяч тонн) и первые применили технологию загрузки сразу в два трюма. На причале № 17 установили портальный кран «Витязь» производительностью 60 хопперов (специальных вагонов) в сутки. Разгрузка хопперов осуществляется путем открытия разгрузочных люков над бункерной установкой с последующей передачей груза в трюм судна по системе передвижных конвейеров. Еще один способ – напрямую со склада по конвейерным линиям.

В планах – расширить географию поставки удобрений, так как они востребованы не только в Южной Америке, но и Европе, Азии. Исторически калийные удобрения шли через порты Балтики, но из-за обострения международной обстановки и высокой загруженности российских портов, часть грузов теперь пойдет через Мурманск. В терминале отмечают, что ранее уже работали с калийными удобрениями, но объемы были небольшими и старту в этом году предшествовал длительный перерыв.

В 2025 году Мурманский балкерный терминал планировал обработать 2,9 млн тонн грузов, за 11 месяцев обработано 2,6 млн тонн. Большая часть (55%) – минеральные удобрения, еще 31% — апатитовый концентрат, 9% — ЖРК и ЖРО, 6% — прочие грузы (уголь, щебень, селитра).

Мурманский морской торговый порт за 2025 год планирует обработать 10 млн тонн грузов, 9,36 млн тонн уже выполнены. 77,44% грузооборота составляет уголь, 20,44% — ЖРК и ЖРО, 0,48% — минеральные удобрения. При этом в компании уточняют, что 0,56% всего грузооборота пришлось на импорт, 1,08% — каботаж и проектные грузы.