Найти в Дзене

25 декабря — 80 лет со дня рождения лауреата премии Правительства РФ, выдающегося выпускника Александра Сенькина

80 лет назад родился Александр Сенькин (1945–2001) — разработчик ядерных боеприпасов, лауреат премии Правительства РФ, главный конструктор ВНИИТФ (г. Снежинск), выдающийся выпускник Пензенского государственного университета. Александр Николаевич родился 25 декабря 1945 года в Пензе. Тяжёлые послевоенные годы, на которые пришлось его детство, во многом определили его характер, отношение к делу, к жизни, да и саму жизнь. Отец, Николай Иванович, работал столяром на авторемонтном заводе. Мать, Елена Илларионовна, была домохозяйкой — в семье росли три сына и дочь. Окончив девять классов, Саша пошёл работать грузчиком на кондитерскую фабрику, а учёбу продолжил в вечерней школе. В 1963 году, поступив на вечернее отделение Пензенского политехнического института (сейчас — ПГУ), он некоторое время, до перевода на дневное отделение, работал на трикотажной фабрике в качестве ученика слесаря. Диплом об окончании института по специальности «Приборные устройства» он получил в 1968 году. С квалификаци

80 лет назад родился Александр Сенькин (1945–2001) — разработчик ядерных боеприпасов, лауреат премии Правительства РФ, главный конструктор ВНИИТФ (г. Снежинск), выдающийся выпускник Пензенского государственного университета.

Александр Николаевич родился 25 декабря 1945 года в Пензе. Тяжёлые послевоенные годы, на которые пришлось его детство, во многом определили его характер, отношение к делу, к жизни, да и саму жизнь. Отец, Николай Иванович, работал столяром на авторемонтном заводе. Мать, Елена Илларионовна, была домохозяйкой — в семье росли три сына и дочь. Окончив девять классов, Саша пошёл работать грузчиком на кондитерскую фабрику, а учёбу продолжил в вечерней школе. В 1963 году, поступив на вечернее отделение Пензенского политехнического института (сейчас — ПГУ), он некоторое время, до перевода на дневное отделение, работал на трикотажной фабрике в качестве ученика слесаря.

Диплом об окончании института по специальности «Приборные устройства» он получил в 1968 году. С квалификацией инженера-электромеханика молодой специалист был направлен во ВНИИП, где до того проходил преддипломную практику в качестве лаборанта, а потом техника. Работать инженером конструктором Александр Николаевич начал в старейшем, образованном в год основания института отделе электромеханических приборов сектора 8. Первые годы работы Александра Николаевича в КБ — это время более глубокого познания специальности, поиски приложения приобретенных знаний. Он внимательно знакомился со спецификой работы, тщательно изучал специальную литературу, совершенствовал свои знания, накапливал опыт, и год за годом все более плодотворно работал рядовым конструктором. Ему была поручена разработка нового прибора точной механики со сложной логикой работы. Благодаря хорошей теоретической и конструкторской подготовке, он прекрасно справился с задачей, проявив при этом незаурядные качества исследователя и талант конструктора.

В 1970-х годах одно из центральных мест в работе института стала занимать разработка спецбоеприпасов для артиллерии. Потребовалось создание новых приборов, использующих физические факторы артвыстрела. Поэтому решением руководства института и НКО-8 в отделе 88, куда А. Н. Сенькин перешёл в 1979 году, была создана специальная конструкторская группа, руководителем которой был назначен Александр Николаевич. Работы проводились в очень напряжённом темпе. Конструкторам и лично А. Н. Сенькину отводилась особая роль. Фактически он руководил коллективом конструкторов и технологов завода № 1 и технологического сектора. Благодаря творческой энергии и огромным усилиям Александра Николаевича работы по созданию приборов для одной из первых ядерных артиллерийских боевых частей были успешно завершены. Однако высокий темп работы, огромная ответственность и большая психологическая нагрузка серьёзно подорвали здоровье Александра Николаевича: потребовалась срочная операция на сердце. Начальник отдела НКО-8 З. А. Горелик, один из первых руководителей А. Н. Сенькина, о тех событиях сказал так: «Вспоминая Александра Николаевича, невольно задаешься вопросом, где предел человеческих возможностей? Конечно, он прекрасно знал как свой предел, так и мнение врачей. Но его решение было таким: сколько богом отпущено, столько нужно жить и работать с полной самоотдачей, превозмогая физические недуги. И он это делал».

В конце 1970-х — начале 1980-х годов дела в группе Александра Николаевича и у него лично шли успешно. Он становился победителем в профессиональных конкурсах, был удостоен звания «Лучший конструктор КБ-2». Ему объявляли благодарности за хорошие показатели в работе, вручали знаки победителя соцсоревнования и диплом «Лучший руководитель КБ-2». В этот период он подал несколько заявок на изобретения.

Во второй половине 1980-х годов послужной список Александра Николаевича пополнился: заместитель начальника отдела, начальник конструкторской бригады, заместитель начальника отделения по опытно-конструкторской работе. Работа над созданием сложных электромеханических приборов и устройств принесла Александру Николаевичу новые успехи, дав возможность проявить самостоятельность, трудолюбие и незаурядные способности конструктора.

Профессиональные знания, приобретённый опыт, а главное, творческое начало во всех делах, товарищеские отношения с сотрудниками и организаторские способности создали Александру Николаевичу деловой авторитет в коллективе. Выборы руководителей в конце 1980-х подтвердили его назначение, состоявшееся ранее по решению руководства института. Теперь он стал уже избранным начальником 8-го научно-конструкторского отделения (сроком на 3 года, как значится в официальном документе).

Успешная работа коллектива отделения под руководством Александра Николаевича в очередной раз показала его как высококвалифицированного специалиста и толкового энергичного руководителя. Компетентность Александра Николаевича, его эрудиция позволили ему с одинаково успешным результатом деятельно участвовать в решении принципиально новых проблем по созданию ядерных боеприпасов для различных родов войск, и прежде всего для Военно-воздушных сил и Военно-морского флота.

-2

Через три месяца Александр Николаевич был назначен первым заместителем главного конструктора (с освобождением от обязанностей начальника 8-го отделения), а через полгода — главным конструктором ядерных боеприпасов. Это произошло в октябре 1989 года, незадолго до начала всевозможных перестроечных реформ, повлекших за собой катастрофическое сокращение финансирования оборонных и других государственных заказов. Несмотря на эти сложные условия, в КБ под руководством А. Н. Сенькина продолжались разработки боеприпасов для новых систем оружия. В ту пору не все считали, что это надо делать. И, как он сам говорил, ему приходилось прилагать неимоверные усилия, чтобы обеспечить теоретическую и конструкторскую загрузку личного состава. Александр Николаевич сумел, достойно переживая сложные моменты, сохранить лучшие кадры КБ. Как отмечалось руководством института и представителем заказчика, под руководством Александра Николаевича и при его непосредственном участии был разработан, модернизирован, передан в серийное производство и поставлен на вооружение целый ряд образцов ядерных боеприпасов.

Александр Николаевич порой сожалел о затянувшемся периоде своего служебного роста. Назначения всегда отставали от результатов его работы. В ту пору, когда он был молодым специалистом, его окружали конструкторы асы и вырваться из круга или войти в круг заслуженных и признанных молодому человеку было непросто. Они, умелые, сильные, знающие себе цену, ещё и выбирали, кому из молодых помочь. Надо было обладать недюжинным талантом, чтобы тебя заметили, одобрили, доверили.

«Вот почему, став руководителем и, особенно, главным, — сказал З. А. Горелик, — усвоив этот урок, Александр Николаевич сам охотнее общался с молодыми специалистами, поручал им достаточно серьезные задачи, помогал и, пристально присматриваясь, добивался на местах более внимательного отношения к ним руководителей. И результат не заставил себя ждать. Многие, справившись с поставленными задачами и поверив в себя, остались благодарны ему за свое становление без лишних мытарств».

Александр Николаевич Сенькин с 1989 по 2001 год, в течение двенадцати лет, был главным конструктором ядерных боеприпасов РФЯЦ — ВНИИТФ. В эти годы приоритетной задачей государственной важности стало качественное обновление ядерно оружейного арсенала страны, дальнейшее повышение безопасности ЯБП. Он не только руководил, но и принимал непосредственное участие в проведении научно исследовательских и опытно-конструкторских работ, в разработке конкретных конструкций, таких, как дополнительная (специальная) ступень предохранения в цепях инициирования ЯЗ, нашедшая широкое применение в боеприпасах последнего поколения. Ряд предложенных им технических решений защищен авторскими свидетельствами на изобретение. Значимость выполненных Александром Николаевичем работ отразили правительственные награды, почётные звания — свидетельства признания его заслуг перед Отечеством.

Он награждён орденом Дружбы народов (2002, посмертно), медалью «300 лет Российскому Флоту» (1996), нагрудными знаками: «Ветеран атомной энергетики и промышленности» (1998), «Заслуженный конструктор РФ» (1996).

Человек целеустремленный, не лишённый тщеславия, он никогда не стремился выдвинуться на первый план. Он просто знал и делал свое дело зачастую лучше других. И, как отметил начальник главка Н. П. Волошин: «Александр Николаевич внёс большой вклад в обеспечение обороноспособности нашей страны на много лет вперёд».

Конечно, более чем за 30 лет работы на конструкторских должностях Александр Николаевич успел сделать много. В течение этих бурных и плодотворных трех десятилетий, у него появилось столько новых идей и проектов, что, будь в запасе ещё две три жизни, он всё равно не успел бы всё завершить.

Известие о безвременной кончине Александра Николаевича Сенькина 9 декабря 2001 года поразило всех. Талантливый конструктор, умелый руководитель и организатор, он был самым молодым главным конструктором не только в институте, но и во всей отрасли.

В некрологе, подписанном руководством ВНИИТФ и КБ 2, было сказано: «Мы потеряли крупнейшего специалиста и организатора в области создания ядерных боеприпасов, заслуженного конструктора Российской Федерации, который был широко известен в Минатоме, Министерстве обороны и на многих предприятиях оборонного комплекса страны».

По материалам издания «На орбитах памяти» (Снежинск: Изд-во РФЯЦ — ВНИИТФ, 2009.), Л. М. Захаренко.
Фото из фондов Снежинского городского музея