Завоевания монголов установили относительный порядок на просторах Евразии, на столетие сделав Чёрное море центром мировой торговли. Сюда стекались богатства Востока, чтобы отправиться в Европу. Но с распадом монгольских государств безопасность сменилась хаосом. Как переплетение династических кризисов в Орде привело к глобальному пересмотру всей средиземноморской стратегии Венеции? Узнайте в новом материале для «Миллиард.Татар».
Монголы и новые торговые пути
Монгольские завоевания XIII века, несмотря на свой разрушительный характер, стали катализатором масштабных трансформаций в евразийской торговле. Создав единую и обширную империю, монголы установили на своих территориях феномен, известный как – «Монгольский мир» (Pax Mongolica). Эта эпоха относительной стабильности и безопасности на трансконтинентальных маршрутах открыла новые возможности для международного обмена, привлекая купцов, дипломатов и миссионеров из самых разных уголков Евразии.
Ключевым торговым регионом стало Причерноморье. Причиной тому было его стратегическое расположение – здесь заканчивался сухопутный маршрут Великого шелкового пути, по которому веками шли караваны из Китая, Индии и Средней Азии. Это был последний перевалочный пункт, где восточные товары перегружались на корабли и отправлялись в порты Европы.
Еще одним важнейшим среди торговых путей, открытых монголами, был путь через Персию к Индийскому океану. Пользовавшиеся огромным спросом специи из Индии теперь могли попадать в Средиземное море по другому маршруту – на тот случай, если закрытыми окажутся пути через Красное море, торговлю на котором контролировали мамлюки-мусульмане. То, что путь пролегал через ныне турецкий Трабзон, усиливало стратегическую ценность Черного моря. Другим важным торговым пунктом был путь через Айас к северу от границы с Сирией, он проходил через христианское царство Малая Армения и позволял купцам обходить как греческие владения, так и земли, которыми управляли мамлюки.
Путешествие в обход мусульманской территории приобрело особую важность после того, как египетский султан окончательно разгромил Иерусалимское королевство. В 1291 году пали Акка, Тир и Триполи. Папа римский запретил вести любую торговлю с подданными султана. Под запрет попали даже товары, не считавшиеся стратегическими. Скорее всего, торговлю продолжали вести контрабандой через Кипр, и все же единственным портом на материке, который был по закону открыт для христиан, оставался Айас, он сразу же стал важным пунктом назначения для венецианских судов, приплывающих в Заморье. Столица Персии, Тебриз, стала процветающим звеном в торговой цепи, которая вела из Айаса и Трабзона на остров Ормуз, расположенный между Оманским и Персидским заливами.
Тебриз не взлетел
Во второй половине XIII века берега Черного моря стали ареной конкуренции двух итальянских республик — Генуи и Венеции. Первыми ударную скорость развили генуэзцы. Утвердившись на побережьях Крыма в Кафе, в Солдайе (Судаке), Трапезунде к 1929 году генуэзцы уже прочно освоили караванную дорогу между Трапезундом и Тебризом. Венеции пришлось догонять своего соперника в ожесточенной борьбе, нередко перераставшей в вооруженные стычки. Им удалось закрепиться в Трапезунде лишь к 1319 году, после чего они бросили все силы на завоевание Тебриза. В 1320 году венецианский дож направил ильхану Абу Саиду проект договора, который даровал бы венецианцам беспрецедентные привилегии — от свободы торговли и освобождения от всех налогов до собственного суда. Спустя более десяти лет напряженных переговоров, в 1332 году, долгожданный договор был наконец подписан. Казалось, Венеция прочно закрепила за собой южный, персидский маршрут.
Все изменилось в 1335 году со смертью ильхана Абу Саида. Государство Хулагуидов погрузилось в пучину междоусобиц и анархии. Безопасность на дорогах Персии исчезла, и торговля в Тебризе стала смертельно опасным предприятием. Уже в 1338 году Венеция официально запретила своим купцам торговать с Персией, а Генуя издала такой запрет в 1340 году. Южный маршрут, в который были вложены колоссальные дипломатические и финансовые усилия, рухнул.
Тана: северная ставка Венеции
Тогда взор Венеции обратился к Золотой Орде. Их влияние в Северном Причерноморье было установлено еще в 1332 году. Противодействие Генуи помешало им основать торговую факторию на побережье Крыма. Они преуспели только на Азовском море, где в устье Дона (Танаиса) им удалось потеснить генуэзцев и устроить свой квартал в золотоордынском городе Азаке (Азове), который итальянцы называли Тана. При хане Узбеке сначала генуэзцы, а затем и венецианцы обосновались в Азаке (современный Азов), право на создание факторий, в котором было подтверждено указом-ярлыком Узбека представителям каждой республики. Но в правление Джанибека между татарами и венецианцами произошел конфликт: 1343 г. в порту Таны член знатного венецианского рода Андреоло Чиврано оскорбил ордынского подданного Ходжу Омара, который в ответ влепил ему пощечину, после чего итальянец выхватил меч и убил противника. В результате гнев ордынцев обратился против всех «латинян», проживавших в Тане: они устроили избиение итальянских торговцев и разграбили лавки и склады венецианцев, итальянцев и флорентийцев, причем причиненный ущерб, по оценкам венецианцев, составил не менее 300 000 флоринов, а генуэзцев - 350 000 флоринов. Венецианцам на несколько лет пришлось прекратить деятельность на этом альтернативном маршруте левантийской торговли.
Возвратить себе право на торговлю в Золотой Орде итальянцам удалось лишь в 1347 году. Генуя - в июне, а Венеция - в декабре. «Отставание» венецианцев объясняется тем, что генуэзцы активно блокировали венецианские суда в Босфорском проливе и не позволили им оказаться в Орде раньше генуэзских дипломатов. При этом генуэзцы старались настойчиво уговорить венецианцев не заключать с ханом отдельного договора, отказаться от торговли в Азаке и вести дела через Кафу, в которой обязались предоставить им такие же права, какие были в ней у самих генуэзских торговцев. Они объясняли свои действия тем, что они обеспечивают единство европейских интересов перед «тартарами», однако вполне очевидно, что они готовы были даже поступиться собственной колонией в Азаке, лишь бы лишить венецианцев их основного владения - Таны и заставить вести свои дела через генуэзскую Кафу. Естественно, это вскоре стало понятно и самим венецианцам, они вновь попытались вести дела с властями Золотой Орды в обход Генуи.
Эпилог Северного проекта
Однако настоящий удар по венецианским амбициям в регионе нанесла новая война с Генуей в 1351-1354 годах, корни которой, по признанию современников, лежали именно в напряженной конкуренции на северных берегах Черного моря. Генуэзцы открыто заявляли о своих исключительных правах на этот регион и пытались окончательно вытеснить венецианцев из их владений в Тане. В результате, по условиям мирного договора, Венеция была вынуждена приостановить торговлю с Золотой Ордой на три года. Хотя республика не оставляла попыток вернуться были отправлены посольства к новому хану Берди-бегу, который даже снизил пошлины, — общий тренд был очевиден. Однако к этому времени практически прекратилась торговля с Трапезундом, гражданская война, бушевавшая в Сирии в первом десятилетии пятнадцатого века, стала ещё одним фактором, помешавшим развитию венецианской торговли в Леванте. А в 1408 году, чтобы избежать конфликтов с генуэзцами венецианцам пришлось прекратить торговлю на Кипре, поэтому Венеция пыталась развивать свою торговлю в Черноморском регионе. Однако политическая нестабильность в самом регионе делали северное направление все более рискованным и малоприбыльным. В 1410 году Тана была разгромлена эмиром Тимуром в результате междоусобной войны в Золотой Орде. И несмотря на то, что Колония была восстановлена и снова укреплена в 1411 году. Морские пути в греческих водах оказались под угрозой со стороны все более сильного турецкого флота. Кроме того, товары, которые везли корабли из Таны — шелк, меха, воск и рабы, — были ценны, но не могли стать полноценной заменой главному богатству Леванта: пряностям, в изобилии поступавшим через египетские и сирийские порты. Окончательным приговором северной стратегии стала новая катастрофа 1418 года, когда Тана была вторично разграблена и сожжена, а убытки Венеции достигли астрономических 60 000 дукатов. И несмотря на попытки Венеции вновь восстановить колонии, крупные неудачи в регионе вынудили Венецию кардинально пересмотреть свою внешнеполитическую стратегию, окончательно сместив фокус активности в Леванте на владения каирского султана и направив все дипломатические усилия на построение стабильных и дружественных отношений с мамлюками.
Литература:
1. Золотой век Венецианской республики. Завоеватели, торговцы и первые банкиры Европы. Фредерик Лейн.
2. Григорьев А. П., Григорьев В. П. Ярлык Узбека венецианским купцам Азова: Реконструкция содержания
3. Венецианец Марко Поло. Харт Генри.
4. Почекаев Р.Ю. Экономические санкции как инструмент политической борьбы в конфликте Золотой Орды с Венецией и Генуей в 1340-х гг.
5. Levant Trade in the Later Middle Ages ELIYAHU ASHTOR
Подробнее: https://milliard.tatar/news/velikii-selkovyi-put-pereseceniya-interesov-venecii-genui-zolotoi-ordy-i-mamlyukov-8798