Найти в Дзене
Остров-град Свияжск

Братья Перцовы. Сборник. – Москва. Издательство «Перо». 2014г. Изба-читальня

В этом выпуске рубрики «Изба-читальня» продолжаем публикации, связанные с выставкой «Владимир Голицын: под знаком Персея», которая была открыта в Музее-заповеднике «Остров-град Свияжск» в минувшем ноябре. Книга представляет собой сборник воспоминаний и очерков о семье Перцовых, находившейся с Голицыными в ближайшем родстве. Автор-составитель издания – Владимир Валерьевич Перцов, племянник Владимира Михайловича Голицына. Младшая сестра В.М. Голицына, Екатерина Михайловна Голицына (1914 – 2005) в октябре 1932 года вышла замуж за Валерия Николаевича Перцова (1907 – 1941), близкого друга семьи Голицыных. Валерий Перцов, как и Голицыны, имел потомственное дворянское происхождение. Интересно, что история рода Перцовых связана с Казанью и Казанским краем: Валерий Николаевич приходился внучатым племянником казанцу Эрасту Петровичу Перцову, приятелю Александра Сергеевич Пушкина. В книге есть биографический очерк об Э.П. Перцове и материалы о некоторых других предках Перцовых. В 1930-е гг., когд

В этом выпуске рубрики «Изба-читальня» продолжаем публикации, связанные с выставкой «Владимир Голицын: под знаком Персея», которая была открыта в Музее-заповеднике «Остров-град Свияжск» в минувшем ноябре.

Книга представляет собой сборник воспоминаний и очерков о семье Перцовых, находившейся с Голицыными в ближайшем родстве. Автор-составитель издания – Владимир Валерьевич Перцов, племянник Владимира Михайловича Голицына.

Младшая сестра В.М. Голицына, Екатерина Михайловна Голицына (1914 – 2005) в октябре 1932 года вышла замуж за Валерия Николаевича Перцова (1907 – 1941), близкого друга семьи Голицыных. Валерий Перцов, как и Голицыны, имел потомственное дворянское происхождение. Интересно, что история рода Перцовых связана с Казанью и Казанским краем: Валерий Николаевич приходился внучатым племянником казанцу Эрасту Петровичу Перцову, приятелю Александра Сергеевич Пушкина. В книге есть биографический очерк об Э.П. Перцове и материалы о некоторых других предках Перцовых.

В 1930-е гг., когда семья Владимира Голицына жила в подмосковном городе Дмитрове, общение между Голицыными, Перцовыми, Веселовскими (семья другой сестры Владимира Голицына – Марии Михайловны), между взрослыми родственниками и их детьми, не прерывалось – они много времени проводили вместе, переживали общие трудности и радости, делили быт, неизменно поддерживали друг друга.

С июля 1941 года, в первый месяц Великой Отечественной войны, Валерий Перцов был призван в ополчение и в ноябре пропал без вести во время тяжелейших боев в Подмосковье. В сборник включены его проникновенные, почти ежедневные письма жене и детям, которые доносят до нас живое свидетельство о сложнейшей ситуации начала войны.

Одна из глав книги – это записки Екатерины Михайловны Перцовой, посвященные ее родительской семье (Голицыных) и семье Перцовых. Екатерина Михайловна работала художником-оформителем музеев и выставок Москвы, писала для экспозиций шрифты, выполняла другие прикладные задачи.

Три раздела книги повествуют о братьях Перцовых, детях Екатерины Михайловны и Валерия Николаевича – Николае, Александре и Владимире.

Николай (1934 – 2004) и Александр (1939 – 2009) Перцовы стали известными учеными-химиками, продолжив научную стезю их отца, а старший брат, Владимир Перцов (1933 – 2017) прославился как художник-график, талантливый иллюстратор детских книг, произведений Петра Ершова, Бориса Шергина, народных сказок и былин, книг Сергея Михайловича Голицына (младшего дяди В.В. Перцова) и др. В его творчестве также отразилась история семьи Перцовых: в 1996 году он написал картину «А.С. Пушкин в гостях у Перцовых в Казани 7 сентября 1833 года».

Владимир Валерьевич сообщает о себе: «Сколько себя помню, я всегда рисовал…». Огромную роль в его жизни сыграл Владимир Михайлович Голицын, хотя их общение было недолгим, Владимиру Перцову было восемь лет, когда его дядю арестовали в октябре 1941 года.

Тем не менее благотворный импульс этого общения был очень сильным в становлении личности Перцова и раскрытии его творческого призвания. Он с постоянным восхищением и благодарностью отзывался о Владимире Голицыне, что находим и в данной книге:

«Кумиром моего детства, как и всей жизни, является мой дядя – Владимир Михайлович Голицын, замечательный детский художник 1920-х – 1930-х годов. Чудом его рисования, волшебством изображения я был просто околдован. … Он был человеком необыкновенной душевной контактности и в жизни, и в искусстве. Влюблен в море, оно и стало главным мотивом в его творчестве – книги о море, морские путешествия и сражения всех времен и народов. … Мне повезло – с младости я был близок именно с умными художниками. В детстве, до войны, – это был дядя Владимир, погибший в лагере под Свияжском. Он был художник и в жизни, творец, сеющий вокруг себя добро. И его искусство тоже было средством выражения ума, таланта, остроумия, желания рассказать и показать, принести радость и знание».

Подтверждает эту особую связь двух Владимиров, дяди и племянника, Михаил Владимирович Голицын, сын В.М. Голицына (его книгу «Мозаика моей жизни» мы представляли в ноябрьском выпуске «избы-читальни»). Он вспоминает о том, как Владимир (Перцов) вместе с братом Колей помогали дяде рисовать панораму Дмитрова, с гордостью несли его рисовальные принадлежности.

«Они с нескрываемым удовольствием следили, как на бумаге тонкой акварельной кисточкой художник рождал дома, деревья, голубую ленту канала, крепостной вал с собором и храмами нашего замечательного города. Мой отец был всегда кумиром для Владимира, во многом благодаря ему, завороженный его искусством, Володя стал художником, продолжив традицию дядюшки, а позже – известным иллюстратором в основном детских книг. Практически при каждой нашей встрече Владимир всякий раз поминал добрым словом своего учителя».

Книга «Братья Перцовы» развертывает перед читателем панораму замечательной семейной «саги», представляет членов семьи, каждый из которых – яркая созидательная личность, показывает вдохновляющие примеры родственных отношений, пронизанных любовью и взаимопониманием.