Найти в Дзене
35 mm

"Марти великолепный" - мрачный путь к американской мечте

Фильмы о спортивном успехе почти всегда работают как утешение. Нам показывают путь - сложный, болезненный, но "правильный", где талант, упорство и вера в себя рано или поздно обязательно вознаграждаются. "Марти великолепный" Джоша Сэфди делает ровно противоположное. Он берёт этот комфортный миф и хладнокровно вскрывает его, показывая, что за красивыми словами о "величии", "предназначении" и "мечте" часто скрывается беспощадная экономика выживания. Это кино не о пинг-понге. И даже не совсем о спорте. Это фильм о человеке, который однажды решил, что мир ему должен и теперь готов забрать своё любыми средствами. Здесь нет вдохновляющих трибун и благородных соперников, зато есть голый расчёт, навязчивая амбиция и постоянное ощущение, что цена победы давно превысила её реальную ценность. Действие разворачивается в Нью-Йорке начала 1950-х, в эпохе, которую Америка до сих пор романтизирует как золотое время роста, уверенности и национального оптимизма. Именно в этот момент мы знакомимся с Март
Оглавление

Фильмы о спортивном успехе почти всегда работают как утешение. Нам показывают путь - сложный, болезненный, но "правильный", где талант, упорство и вера в себя рано или поздно обязательно вознаграждаются. "Марти великолепный" Джоша Сэфди делает ровно противоположное. Он берёт этот комфортный миф и хладнокровно вскрывает его, показывая, что за красивыми словами о "величии", "предназначении" и "мечте" часто скрывается беспощадная экономика выживания.

Это кино не о пинг-понге. И даже не совсем о спорте. Это фильм о человеке, который однажды решил, что мир ему должен и теперь готов забрать своё любыми средствами. Здесь нет вдохновляющих трибун и благородных соперников, зато есть голый расчёт, навязчивая амбиция и постоянное ощущение, что цена победы давно превысила её реальную ценность.

Нью-Йорк 50-х: город возможностей или фабрика иллюзий

Действие разворачивается в Нью-Йорке начала 1950-х, в эпохе, которую Америка до сих пор романтизирует как золотое время роста, уверенности и национального оптимизма. Именно в этот момент мы знакомимся с Марти Маузером (Тимоти Шаламе) - молодым парнем с Нижнего Ист-Сайда, работающим в обувной лавке своего дяди, живущим с матерью в тесной квартире и абсолютно уверенным в одном: это не его жизнь.

Сэфди использует город не как фон, а как давление. Нью-Йорк здесь не вдохновляет - он душит. Камера постоянно держится близко к лицам, улицы кажутся узкими, интерьеры клаустрофобными. Даже в моменты триумфа чувствуется тревога, будто любой успех временный и взятый в кредит.

Марти Маузер как антипример

Марти не аутсайдер, за которого хочется болеть. Он не "хороший парень", попавший в плохие обстоятельства. С первых минут это эгоист, манипулятор и прирождённый шулер, который использует людей так же легко, как спортивный инвентарь.

Тимоти Шаламе играет его на грани отталкивающего обаяния. В Марти есть харизма, но она токсична. Это человек, который искренне верит в свою исключительность и потому считает допустимым:

  • воровать деньги у родственников;
  • лгать спонсорам и организаторам;
  • использовать женщин как ресурс;
  • разрушать любые связи, если они мешают движению вперёд.

Именно здесь фильм становится по-настоящему неудобным. Сэфди не даёт моральных костылей. Он не осуждает Марти, но и не оправдывает его. Мы вынуждены следовать за этим человеком, наблюдать за его падениями и взлётами, постоянно задавая себе вопрос: а в чём, собственно, разница между "целеустремлённостью" и "социальными повадками хищника"?

Тимоти Шаламе: роль, где нет права на паузу

Это, без преувеличения, одна из самых физически и психологически напряжённых ролей Шаламе. Его Марти всегда в движении: говорит быстро, думает ещё быстрее, постоянно просчитывает варианты. Здесь почти нет тишины, нет привычной для актёра меланхолии или внутреннего надлома.

В этом образе легко уловить отголоски:
- нервной паники Аль Пачино;
- холодной самоуверенности Пола Ньюмана;
- и даже авантюрной наглости Барри Линдона.

Но Шаламе не копирует. Он собирает новый тип героя. Его Марти раздражает, злит, иногда вызывает смех, но почти никогда не вызывает сочувствие. И это осознанный выбор. Величие здесь не романтизируется, а препарируется.

Женщины вокруг Марти

Особого внимания заслуживают второстепенные персонажи, через которых фильм раскрывает цену амбиций.

Рэйчел (Одесса Эйзайон) - давняя возлюбленная Марти, беременная, резкая, умная и тоже не лишённая склонности к авантюрам. Она - напоминание о реальной жизни, от которой он бежит, но которую так и не может полностью стереть.

Кэй Стоун (Гвинет Пэлтроу) - бывшая кинозвезда, выбравшая богатство и безопасность вместо карьеры. Их связь с Марти - абсолютно транзакционная, но именно в ней фильм становится особенно горьким. Она видит в нём прошлое, он - возможное будущее. И оба понимают, что счастья в этой формуле нет.

Пэлтроу, несмотря на ограниченное экранное время, создаёт образ с неожиданной глубиной: уставший, ироничный и трагичный.

Анахронизмы как язык фильма

Одна из самых сильных сторон "Марти великолепного" - намеренное нарушение исторической достоверности. Визуально фильм выглядит как классическая драма 50-х: зернистая 35-мм плёнка, выцветшие цвета, плотная материальность пространства. Но звук абсолютно из другого времени.

Синтезаторная музыка Дэниела Лопатина и поп-хиты 80-х создают эффект временного разрыва. Это не стилистическая игра, а высказывание. Сэфди напрямую говорит:

Жажда величия, культ успеха и агрессивная самореализация - это не черта конкретной эпохи. Это повторяющийся американский цикл.

Спорт как честная зона

Любопытно, что единственное место, где Марти не может солгать, это теннисный стол. Сцены матчей сняты иначе: длинные планы, меньше резкого монтажа, больше пространства для тела и движения. Здесь всё решает мастерство.

И именно поэтому эти сцены вызывают внутренний конфликт. Нам действительно интересно смотреть на его игру. Он талантлив. Он заслуживает быть здесь. Но за пределами арены он разрушает всё, к чему прикасается.

Победа без катарсиса

Финал фильма - намеренно лишён триумфальной интонации. Да, Марти добивается своего. Но цена этого успеха настолько высока, что слово "победа" звучит почти издевательски.

"Марти великолепный" - это фильм о том, как мечта может съесть человека, который решил, что достоин всего и сразу. Это кино не предлагает утешения и не раздаёт моральных выводов. Оно просто оставляет зрителя один на один с вопросом:

А если величие возможно только через разрушение - стоит ли оно того?

Итог

Джош Сэфди снял, возможно, свой самый выверенный и зрелый фильм. Менее хаотичный, но не менее тревожный. А Тимоти Шаламе доказал, что способен быть не только любимцем публики, но и по-настоящему неудобным актёром.

Это фильм, который не хочется пересматривать ради удовольствия, но невозможно выкинуть из головы.

Трейлер к фильму

Марти Великолепный

Рейтинг IMDb: 8.2
Продолжительность:
2 часа 30 минут
Жанр:
Комедия, Спорт
Оригинальное название:
Marty Supreme
Год:
2025
Страна:
США, Финляндия
Режиссер:
Джош Сэфди
Главные роли:
Тимоти Шаламе, Гвинет Пэлтроу, Одесса Эзайон, Кевин О’Лири, Тайлер зе Креатор

__________________

Заходите на мой Телеграмм-канал "35 мм" в котором публикуются актуальные новости и интересные детали о кино. Подписывайтесь на него и мы вместе будем еще больше погружаться в мир кино.

__________________

Фрагмент постера к фильму "Марти великолепный"
Фрагмент постера к фильму "Марти великолепный"


Обзоры на другие новинки среди фильмов и сериалов: